Лучший педагог года

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами (8 фото)

Марина Лупина
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами

Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики»

При подготовке данной работы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Публикация «Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами» размещена в разделах

2. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (из этого документа, мы брали задачи для своей работы, требования к РППС, целевые ориентиры младшего дошкольного возраста);

3. Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 257». (В своей работе мы ориентировались на данный нормативно –правовой документ ДОО, где прописаны формы организации детей, задачи, методы и приемы, результаты возрастного периода. Их мы и использовали).

Многие отечественные педагоги доказали, что процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе.

При ознакомлении детей с сенсорными эталонами мы помогаем ребенку освоить перцептивные действия (обследовательские). При помощи, которых ребенок может познавать окружающий мир. Ему становится интересно познавать новое. Т. о. развитие познавательного интереса и любознательности определяется уровнем развития сенсорных эталонов и мелкой моторики.

Согласно ФГОС ДО ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте является - игровая. Поэтому необходимо использовать дидактические игры, которые бы способствовали развитию познавательного интереса и любознательности у детей младшего дошкольного возраста, а также всестороннему развитию.

«Дидактическая игра - многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка» Л. А Венгер

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др. в своих работах доказали, что специально организованные занятия с дидактическим материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Цель нашей работы: развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:

(из Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 257»)

Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного.

- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить

детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов,

сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

(из ФГОС ДО)

Развивать мелкую моторику обеих рук.

Развивать познавательный интерес к окружающим предметам, желание активно действовать с ними, доводя свои действия до результата.

Ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики обеих рук являются условиями для развития познавательного интереса и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.

Первый этап- ознакомление с сенсорными эталонами – цвет и величина (большой-маленький, но лишь в сравнении с другими предметами);

Второй этап- ознакомление с сенсорным эталоном - форма.

Третий этап- закрепление знаний о сенсорных эталонах, группировка предметов.

Средством реализации является:

развивающая предметно- пространственная среда.

Методы и приемы используемые в ходе работы с детьми:

игровые (игровые персонажи, создание игровых ситуаций, дидактические игры);

наглядные (показ, иллюстрации, картины, раздаточный материал);

словесные (загадки, стихи, чтение художественных произведений);

практические (экспериментирование, наблюдения, практические действия с предметами)

Формы работы с детьми:

Непосредственно – образовательная деятельность (подгруппа детей);

- образовательная ситуация;

- игровая ситуация;

- дидактическая игра.

• Совместная деятельность взрослого и ребенка

- индивидуальная работа (дидактические игры и упражнения);

• Самостоятельная деятельность детей

(дидактические игры по желанию и предпочтению детей)

В ходе нашей работы был разработан:

Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса, любознательности через ознакомление с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики

Составляя его мы учитывали следующие принципы: сложность, системность, постепенность. План состоит из подбора дидактических игр по ознакомлению с сенсорными эталонами : цвет, форма, величина на 8 месяцев.

Нашу работу мы начинали с октября месяца, т. к в сентябре у детей нашей группы адаптационный период.

В конце плана мы прописали цели для развития мелкой моторики обеих рук, т. к. данные цели присутствуют практически в каждой игре, они идентичны.

РППС. Для развития познавательного интереса у детей в группе развивающая предметно – пространственная среда построена с акцентом на освоения детьми сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук. Создан центр «сенсорного развития», где меняется дидактический материал в зависимости от сезона, поставленной задачи, тематики недели.

Групповое пространство решает все задачи сенсорного воспитания (цвет, величина, форма) :

- игровая деятельность (сенсорный кукольный стол, подбор посуды по цвету, величине, куклы в одеждах 4 цветов);

- двигательная деятельность (цветной круг и все пособия подобраны по цвету);

- художественно - эстетическая деятельность (цвета листов, карандаши, размеры матрешек);

- познавательная деятельность представлена «центром сенсорного развития», (пирамидки, искалки, сенсорный стол, стол песка и воды, сенсорные контейнеры);

- коммуникативная деятельность (подобраны книги с произведениями о сенсорных эталонах).

Центр сенсорного развития пополнился авторскими и модифицированными пособиями и дидактическими играми.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами
Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов Развитие познавательного интереса любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с

В ходе работы были пополнены и разработаны:

-Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей

-Методические рекомендации для родителей по вопросам сенсорного развития детей

-Дидактические пособия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Для активизации родителей нами были использованы следующие формы работы с родителями :

• Анкетирование «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития "

Фото №3 Сенсорное развитие и воспитание

Следующая форма работы - родительская почта необходима для обмена информацией от родителей к педагогу и обратно). Представлена в виде сложенных именных конвертиков, где родители могут задать вопросы на интересующие темы. А воспитатели могут донести информацию до родителей.

Фото №4 Сенсорика сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики При подготовке данной работы мы руководствовались следующими нормативно правовыми документами

• Папка- передвижка «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в детском саду и дома» (для наглядной информации по данной теме).

Фото №5 Федеральным законом от

• Мастер класс для родителей «Изготовление дидактических игр и пособий по сенсорному развитию своими руками» (для привлечения внимания к данной проблеме)

Фото №6 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание

• Выставка дидактических игр и пособий по сенсорному развитию, изготовленных руками родителей и воспитателей «Нескучные игрушки»

Фото №7 Сенсорика Средняя группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка декабрь

Оценка результатов проделанной работы была проведена на основе данных индивидуальных карт развития, критерии которых были разработаны на основании задач и результатов освоения Основной образовательной программы ДОО и на основании рекомендаций Н. В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с 2 до 3 лет).

Система заполнения индивидуальных карт включает в себя следующую оценку освоения ребенком основной образовательной программы:

• Н – не сформировано;

• Ч – частично сформировано;

• С – сформировано

• Основной метод диагностики наблюдения за ребенком во время деятельности.

• Были проанализированы выбраные показатели познавательного развития, которые относятся к показателям сенсорного развития в начале и конце учебного года (октябрь – май).

представлены критерии оценки, по которым проводилось оценивание освоение детьми сенсорных эталонов :

- действует с интересом и удовольствием со взрослыми с дидактическими игрушками и материалами;

- действует с интересом и удовольствием самостоятельно с дидактическими игрушками и материалами;

-группирует в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине (отдельно оценивали цвет, форму и величину);

-начинает пользоваться общепринятыми словами – названиями, цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

По результатам диагностики, проведенной в начале учебного года и в конце, были построены представленные на данном слайде диаграммы. На них видно, что в ходе проведенной работы с детьми улучшились все показатели. Например, для сравнения –возьмем такой показатель, как - начинает пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета (названия) :

- начало года: не сформировано -80%, частично сформировано – 20%, сформировано – 0%;

-конец года: не сформировано – 40%, частично сформировано -32%, сформировано – 16%.

Результаты проделанной работы позволили сделать выводы:

• систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на эффективное освоение сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики детьми раннего возраста;

ознакомление детей с сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики рук, а так же новые дидактические игры позволили развить у детей познавательный интерес и любознательность;

Результатами работы так же стали:

• обогащение РППС по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и на развитие мелкой моторики рук;

• повышение компетентности родителей в вопросах сенсорного развития.

Перед собой поставили следующие перспективы работы:

- продолжать работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами и развитию мелкой моторики обеих рук;

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе Цель: 1. Ознакомить с явлениями неживой природы, представителями животного и растительного мира, проводить их сравнительный анализ, устанавливать.

Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Развитие сенсорного восприятия.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками»Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Развитие интереса к книге у младших дошкольников Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна,как никогда. Техника (аудио-,.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников в игре Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Определение ведущего вида деятельности дано А. Н. Леонтьевым: это деятельность,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «река времени» Технология «река времени» как средство развития познавательного интереса у дошкольников Пульникова Г. А., студентка 41 до группы специальности.

Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Консультация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса посредством проведения исследовательской деятельности» Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 14:54
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД