Лучший педагог года

Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ

Иляна Швыдко
Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ

План.

Введение

Глава I. Методика организации мини - музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.

1.1. Фонд музея.

1.2. Формы работы.

Глава II. Обобщение опыта.

Заключение

Перечень музыкальных инструментов

Нетрадиционные музыкальные инструменты

Перечень музыкальных игрушек

Фонотека

Видеотека

Публикация «Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ» размещена в разделах

Используемый практический материал

Словарь терминов

Библиография

Конспекты занятий и развлечений

ВВЕДЕНИЕ

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Своеобразным учреждением является и музей в ДОУ, он ведет в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспитательно-образовательными задачами ДОУ.

Число музеев из года в год растет. Большинство из них давно стали важным звеном педагогического процесса ДОУ.

В практике ДОУ созданию музея предшествует организация выставки, уголка, комнаты. По мере накопления новых материалов, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музеи.

Музей имеет ряд признаков:

1) необходимое условие организации и существования музея – определение его профиля, который исходит от воспитательно-образовательных задач ДОУ и выделением приоритета; важное значение при этом имеют интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея подлинными предметами;

2) наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу (предметы, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т. д.);

3) вспомогательный фонд - предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений:

- точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки);

- карты, схемы, тематические рисунки и т. п. ;

4) в музейной работе следует активно использовать ТСО (фонд звукозаписей, видеофильмов и проч.);

5) материалы должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание выбранной темы, выставляться в определенной системе – в соответствии с логикой разделов музея;

6) фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться, но изменения эти должны быть осознанными и целенаправленными;

7) музей должен иметь соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций;

8) создание интерактивных экспозиций, зон детской активности, где дети могут не только рассматривать, но и слушать, ощупывать, нюхать, т. к. мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание»;

9) на все экспонаты музея составляется картотека;

10) план работы музея координируется с годовым планом ДОУ и включает в себя проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и т. д., время проведения мероприятий и ответственные;

11) занятия в музее желательно проводить по подгруппам (около 10 детей).

Свое название мини-музей получил от небольшого размера занимаемой комнаты, кабинета, от количества экспонатов.

ГЛАВА I.

Методика организации мини-музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.

1.1. Фонд музея.

Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития ребенка - формирование его эмоциональной сферы, которая является ведущей сферой психического развития дошкольников.

Педагоги эстетических дисциплин призваны воспитывать эмоциональную отзывчивость (способность понимать язык интонаций – как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных) и эмоциональную выразительность.

Нет ни одного современного музыкально-методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно - ориентированного эстетического воспитания.

В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию дошкольников. Одной из интересных форм работы в этом направлении является создание в ДОУ мини – музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

Ц е л и мини-музея :

1) познакомить дошкольников с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками в мини - музее;

2) создавать условия для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и потребности в нем.

З а д а ч и:

- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками (их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения);

- воспитывать любовь и интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам;

- стимулировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников через посещение со взрослыми мини-музея музыкальных инструментов и музыкальных игрушек.

Небольшое помещение для мини – музея было выделено рядом с музыкальным залом.

Ф о н д мини-музея можно представить таким образом:

1) основной фонд составляют подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки;

2) вспомогательный фонд:

- модели музыкальных инструментов (домбры, балалайки, гармошки);

- «Паспорта музыкальных инструментов»;

- «Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);

- подборка песен про музыкальные инструменты;

- подборка пальчиковых игр типа «Дудочка», «Пианино» и др. ;

- «Музыкальная библиотека»;

- иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструмен-тов;

- раскраски с изображением музыкальных инструментов;

- поделки («Русские музыканты», «Играй, гармонь!») и рисунки детей.

1.2. Формы работы.

Занятия в мини-музее в основном проводим в форме экскурсий. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы.

При знакомстве с инструментом обращаем внимании на его форму, из какого материала сделан, на что похож, рассказываем об истории возникновения. Используем тактильные ощущения, рассматриваем иллюстрации с изображением музыкального инструмента, показываем способы звукоизвлечения и предлагаем самим извлечь звук, а также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в наш музей, и учим детей правильному и бережному хранению инструментов, чтобы сохранить их внешний вид и звучание как можно дольше. Объясняем, что музыкальные инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются, и отвечают на сильный удар резким, неприятным, пронзительно - громким звуком.

После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Занятия, проводимые в мини –музее, могут быть также интегрированными и комплексными, и тогда на основе синтеза искусств дошкольники в разнообразных видах деятельности получают и закрепляют знания о музыкальных инструментах.

Развлечения проводятся различной содержательной направленности:

- познавательно – тематические вечера (викторины, беседы);

- концерты;

-театрализованные представления;

- музыкальная мастерская;

Дошкольники всегда с интересом ждут новых встреч с музыкальными инструментами в мини-музее. Этот интерес неиссякаем!

Глава II. Обобщение опыта.

Воспитательно-образовательные задачи нашего ДОУ:

1. Оздоровление детей как форма развития, расширения их психо–физиологических возможностей.

2. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций, жизнерадостности, бодрости, веры в свои возможности и силы, уважения к людям, полноты жизни и увлекательной деятельности детей.

3. Диагностика и развитие школьно-значимых психо–физиологических функций дошкольников.

4. Развитие системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства в ДОУ, стимулирующего профессиональное саморазвитие педагогов.

Влияние работы мини-музея на эмоциональную сферу дошкольников:

а) обеспечиваются условия позитивного психо-эмоционального развития детей посредством накопления у дошкольников опыта эмоциональной отзывчивости на действия с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками;

б) развлечения в форме познавательно-тематических вечеров, викторин и концертов пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, а также в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор.

И занятия, и развлечения проводятся в мини-музее один раз в квартал с детьми средней и старшей – подготовительной к школе групп по подгруппам (7 – 10 человек). Для этого разработаны темы и конспекты занятий и праздников. Назовем их.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В МИНИ - МУЗЕЕ :

СРЕДНЯЯ ГРУППА

I квартал:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ» (познакомить с музеем; воспитывать культуру поведения)

«В ГОСТЯХ У МУЗЫКИ» (создать радостное настроение от инструментального музицирования, познакомить с новыми музыкальными инструментами)

II квартал:

«ПОИГРАЕМ–КА НЕМНОЖКО МЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ»(рассказать о том, как ложки изготавливают, кто такие «ложкари»; воспитывать интерес к творчеству русского народа)

«ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (в занимательной форме рассказать об истории происхождения музыкальных инструментов)

III квартал :

«В ГОСТЯХ У БАРАБАНА»

( дать понятие о логической связи: «барабан» - «марш» - «военный парад»)

«СОЛНЕЧНЫЙ ОРКЕСТР» («разбудить солнце» звуками шумового оркестра; уточнить приемы звукоизвлечения из ДМИ)

СТАРШАЯ ГРУППА

I квартал :

«КОЛОКОЛЬЧИКИ И КОЛОКОЛА» (рассказать об устройстве, многообразии и назначениях колоколов и колокольчиков)

«ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ» (объяснить происхождение слова «музыкант»; сообщить об учебных заведениях, в которых учатся музыканты; заинтересовать дошкольников, рассказать им об известных исполнителях, композиторах, дирижерах)

II квартал:

«ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!» (познакомить детей с гармонью, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека)

«В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» (викторина)

III квартал :

«ОРКЕСТР» (дать понятие «оркестр», рассказать о видах оркестра, познакомить с «представителями» симфонического (скрипка, виолончель) и народного (балалайка, трещотка, свирель, треугольник) оркестра)

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСТЕРА И НАША МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» (научить изготовлению из «бросового материала» самодельных музыкальных инструментов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы:

- мини-музей музыкальных инструментов и игрушек стал частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и помогает реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно;

- -мини - музей – это своего рода информационный центр, и культурно-просветительскую работу музея действительно необходимо вести для дошкольников, проживающих в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи.

- мини - музей открылся, но это только начало большого пути по сбору и накоплению материалов на указанную тему.

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ :

1) аккордеон;

2) синтезатор;

3) мандолина;

4) балалайки;

5) губная гармошка;

6) маракасы;

7) барабан;

8) бубен;

9) кастаньеты;

10) бубенцы;

11) треугольники;

12) трещотки;

13) музыкальный молоточек;

14) деревянные ложки;

15) колокольчик;

16) ксилофон;

17) металлофоны;

18) погремушки;

19) дудочка;

20) свистульки;

21) флейты;

22) гармошки детские.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ : «шумелки»,

«гремелки».

ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК :

1) саксофон;

2) шарманка;

3) гитара;

4) пианино (2);

5) музыкальная шкатулка (2);

6) неваляшка (2);

7) гармошки с мелодией (4);

8) музыкальный микрофон.

ФОНОТЕКА:

- аудиоэнциклопедии: «Народные инструменты» и «Симфонический оркестр» (издательство «ВЕСТЬ – ТДА»);

- аудиокассеты «Беседы о музыкальных инструментах» О. П. Радыновой

(«Деревянные и медные духовые инструменты», «Ударные и клавишные инструменты», «Струнные смычковые и щипковые инструменты. Ансамбль. Оркестр»);

- диск «Лучшие произведения для органа»;

- симфонические сказки для детей на дисках («Петя и волк» С. Прокофьева; «Айболит и его друзья» - музыка И. Морозова, текст Н. Сац, по мотивам сказки К. Чуковского);

- диски с р. н. мелодиями, адаптированными для детей, в исполнении р. н. инструментов («Светит месяц», «Гусельки», «Калинка –малинка», «Хоровод»;

- диск Вячеслава Цветкова «Лесной оркестр» (Сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);

- диск Екатерины и Сергея Железновых «Наш оркестр» (веселые песенки для музицирования);

- аудиокассета «Петя и мышь» Сергея и Веры Железновых (Музыкальная сказка. Знакомство с музыкальными инструментами);

- диск «Музыка, театр, дети, толпа, шаги» (звуки колокола, настройки оркестра);

- диск «Театральные шумы» (колокольные перезвоны);

- диск Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка;

- диск «Русские народные музыкальные инструменты» (серия «Русский фольклор», издательство «Весть –ТДА»;

- аудиокассета «Танцевальные ритмы народов мира: от кадрили до кантри» (в исполнении, например, трио гитаристов, фольклорного ансамбля и др.);

- аудиокассета «Во поле береза стояла» из серии «Музыкальное вос-питание детей. Слушаем музыку» издательства «ВЕСТЬ – ТДА»; (р. н. мелодии в исполнении, например, оркестра народных инструментов, баяна, духовых инструментов, баяна и балалайки);

- аудиокассета «Русская тройка» (р. н. музыкальные инструменты).

ВИДЕОТЕКА:

- видеозаписи фрагментов телепередачи «Утренняя звезда» с выступле-ниями детей, играющих на музыкальных инструментах;

- видеокассета с мультфильмом «Фантазия» Уолта Диснея (для занятия на тему «Оркестр и дирижер»);

- видеомультфильм «Бременские музыканты»;

- детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - приложение «Оркестр» (DVD).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

1) книги фабричного производства («Кто на чем играет?», «Бринь-бринь-бринь!», В. Одоевский «Городок в табакерке», «Бременские музыканты», «Идем на концерт», «Кот - музыкант») и книги –самоделки в виде музыкальных инструментов;

2) плакат «Музыкальные инструменты. Оркестр»;

3) звуковой плакат «Веселый оркестр»;

4) паззлы «Три поросенка» музыкальными инструментами);

5) музыкально -дидактические игры («Музыкальное лото», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Веселый поезд» и др.).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Макет – что-либо воспроизведенное, обычно в уменьшенном виде (здание, декорации к спектаклю, книга) как пробный, предварительный образец.

Модель – 1. Образец для какого-либо изделия.

2. Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение или макет чего-либо.

Музейщик – работник музея, специалист по музейному делу.

Муляж – слепок или модель предмета в натуральную величину.

Слепок – точное воспроизведение чего-нибудь, выполненное литьем или из затвердевающего материала.

Экскурсия – посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

БИБЛИОГРАФИЯ

Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально - нравственной культуры // Музыкальная палитра. – 2006. –

№ 4. – С. 3-7.

Боровик Т. Пути педагогического творчества (Самодельные музыкальные инструменты) // Музыкальный руководитель. -2004. – июль –август. – С. 31.

Бусаргина Е., Масленникова З. Мини-музей музыкальных инструментов //

Музыкальный руководитель. - 2006. - № 5. – С. 92.

Бусаргина Е., Масленникова З. Музыкальная библиотека // Музыкаль-

ный руководитель. - 2008. - сентябрь. – С. 39.

Буторина Т. В. «Изготовление домбры» // Музыкальный руководитель. – 2008. – июль-август. – С. 22.

Ильина Ю. Веселые колокольчики // Музыкальный руководитель. – 2008. – май – июнь. – С. 79.

Ильина Ю. В. На военном параде // Музыкальный руководитель. – 2009. -№ 1 или 2.

Матвиенко Е. Ю. Вот какой у нас оркестр! // Музыкальный руководи-тель. -2007. – март-апрель. –С. 74.

Науменко Г. Русские народные музыкальные инструменты // Музыкальный руководитель. – 2004. –январь – февраль. –С. 26.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва «Русский язык» 1990.

Рубан Т. Г. Дети слушают орган // Музыкальный руководитель. – 2006. –ноябрь – декабрь. – С. 2.

Симукова В. Инструменты симфонического оркестра // Музыкальный руководитель. -20004. – март – апрель. – С. 36.

Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В. Н. Столетова и М. П. Кашина. М. : Просвещение, 1977.

Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

«Путешествие в городок Музыкальных инструментов». Конспект НОД (младшая группа)«Путешествие в городок Музыкальных инструментов». Конспект НОД (младшая группа) Цель: Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами: бубен, свирель, трещотки, балалайка, домра и другие инструменты.

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментовКартотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки»Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .

Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе.Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе. Каждую зону в группе мы оформляем так, чтобы детям понравилось и они захотели там играть. Так мы открыли мини - музей музыкальных инструментов.

Планирование работы мини-музея музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант» Положение о мини-музее музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант»Общее положение. 1. Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ является.

Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов»Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей. Задачи: 1. Коррекционно- образовательная: • Систематизировать.

Создание мини-музея в условиях ДОУСоздание мини-музея в условиях ДОУ Хочу поделиться своим опытом создания мини – музеев в условиях ДОУ. Мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика создания мини-музея музыкальных инструментов и игрушек в условиях ДОУ
Опубликовано: 20 мая 2020 в 21:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД