Методическая разработка по правовому воспитанию старших дошкольников.

Ирина Петрова
Методическая разработка по правовому воспитанию старших дошкольников.

Разработал и составил педагог – психолог I кв. категории МДОУДСКВ № 44 «Солнышко» Петрова И. М.

С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

Начинается работа по правовому воспитанию с дошкольного возраста, пока личность ребёнка ещё самобытна и незакомплексована. Каждый ребёнок на свете имеет право на счастливое детство. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует себя личностью, человеком живущим в социуме и имеющем равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Это право защищено международными правовыми актами.

Основная цель правового воспитания дошкольников:

• Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний;

• Создание в ДОУ условий для организации интеллектуально-познавательной деятельности детей способствующих правовому воспитанию.

Основными задачами правового воспитания дошкольников является:

• Формирование первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребёнка;

• Развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Актуальность правового воспитания заключается в

• Обеспечении и защите прав человека и, в частности, защите прав детей;

• В необходимости каждого человека, и ребёнка в том числе, знать свои права, соблюдать их и защищать от посягательств.

Основным принципом построения образовательной деятельности по правовому воспитанию дошкольников является:

• Игровая деятельность;

• Проблемно-поисковая деятельность;

• Художественно-продуктивная деятельность.

Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагает его гражданско–патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, т. е. интеграцию всех образовательных областей предусмотренных ФГТ

Для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения проводилась работа в трех направлениях: с педагогическими кадрами, с родителями и детьми.

Данная работа осуществлялась в разнообразных формах: семинары, занятия, праздники.

В методических разработках в качестве оценки проведённой работы с детьми представлен сценарий общегородского интеллектуального праздника по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Город Счастья», которые могут использовать педагоги в воспитательно-образовательном процессе.

В доступной игровой форме происходит знакомство детей с правами на родительскую заботу, бесплатное обучение, безопасные условия жизни. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или эксплуатации. Эти и другие темы изучают дети старших дошкольных групп. В форме игры или беседы у детей формируется правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, ведь дети станут взрослыми. Если ребёнок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь близких и ценит всё это, он никогда не станет смеяться над ребёнком – инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе. Уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в обществе и имеющем равные с взрослыми права, обязанности и свободы.

Материалы, использованные на педагогическом совете, помогут педагогам закрепить и пополнить свои знания о правах детей записанных в различных правовых документах РФ.

Для ознакомления родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребёнка и другими правовыми документами использовались информационные уголки в группах.

Сценарий интеллектуального праздника «Город Счастья».

(для детей старшего дошкольного возраста г. Нижняя Салда).

1. Торжественное открытие праздника.

2. Ведущий: Наш интеллектуальный праздник посвященный правам ребёнка начинается.

Педагоги и дети читают стихи:

• На этих картинках нарисовано самое важное, необходимое ребёнку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка.

Право-это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

• Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

• Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют.

• Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя.

• Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их!

Дети: 1. Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,

Что ребёнок - тоже человек, только маленький совсем.

2. Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

3. Могу учить всё, что меня интересует,

И имею право сама выбирать, с кем мне играть.

4. Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

5. Никто не может читать моих писем без разрешения

Имею право на собственное суждение.

6. Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Все дети: Права детей надо знать

И никогда не забывать.

Ведущий: Дети, сейчас я приглашаю вас в замечательный город с необычным названием «Город Счастья». Чтобы попасть туда, надо исполнить гимн города Счастья. (Общее исполнение гимна).

Вот мы и оказались в городе Счастья. В этом городе много разных улиц. Давайте вместе побываем на этих улицах.

Перед вами улица «Здоровья».

ДОУ №44 проводит презентацию улицы «Здоровья».

Ведущий: Скажите, если в городе есть такая улица, то какое право детей соблюдается? (ответы детей)

Ведущий: А теперь мы пришли на улицу «Красивых Имён».

ДОУ №53 проводит презентацию улицы «Красивых Имён».

Ведущий: Какое право детей соблюдается, если есть улица «Красивых Имён»? (ответы детей).

Музыкальная пауза. Танец девочек.

Ведущий: Продолжаем своё путешествие. Мы попали на улицу «Талантов».

ДОУ №40 проводит презентацию улицы «Талантов».

Ведущий: Если есть такая улица, то какое право детей здесь соблюдается? (ответы детей).

Мы идём дальше по городу Счастья и приходим на улицу «Знаний»

ДОУ №27 проводит презентацию улицы «Знаний».

Ведущий: Какое право детей соблюдается на этой улице? (ответы) Правильно! В Конвенции ООН «О правах ребёнка» записано, что каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. Право на образование существует для того, чтобы каждый ребёнок мог учиться.

В современном мире трудно без знаний. Сейчас мы проверим, какие права, записанные в Конвенции, вы запомнили и сможете их назвать, посмотрев отрывки из известных сказок. Итак….

ДОУ №44 представляет сказку «Буратино».

Ведущий: Какие права были нарушены у героев этой сказки?

Молодцы! Смотрим следующий отрывок из сказки.

ДОУ №53. «Гуси – лебеди».

ДОУ №40 «Три поросёнка»

ДОУ №27. «Кот петух и лиса»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете свои права и показали, как вы воспользовались своим правом на получение образования. А сейчас я предлагаю вам воспользоваться правом на отдых и приглашаю всех на танец.

Вот и подходит к концу наше путешествие по городу Счастья. Все жители этого города счастливы! Как вы думаете почему? Конечно, в этом городе у каждого ребёнка есть мама и папа, которые любят и заботятся о них, в каждом жителе этого города живет добро.

Сейчас я предлагаю вам представить свои эмблемы города Счастья. (Дети, на заранее подготовленных листах ватмана, представляют свои эмблемы. Это «домашняя заготовка» каждого детского сада).

Завершается праздник салютом и награждениями всех участников.

Литература.

1. Антонов В. В. Изучаем права человека. – М.:Вита-Пресс, 2003.

2. Ваши права. Под ред. М. А. Акимовой. – М.:Вита-Пресс, 2003.

3. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Информационный обзор / Авт. - сост. О. А. Соломенникова, М. ,1999.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: 2007.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка.

Публикации по теме:

Мои публикации на «МAAAM.RU» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЯТЬ:Проект "Моя мама лучше всех" здесьПроект "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу" здесьПЛАНИРОВАНИЕ:Перспективное.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Методическая разработка по правовому воспитанию старших дошкольников.
Опубликовано: 8 мая 2013 в 15:56
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...