МААМ-картинки

Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ

Язина Людмила Игоревна
Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»

Невельского района Сахалинской области.

«Дети разных народов»

Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Язина Людмила Игоревна воспитатель дошкольных групп МБОУ

«СОШ с. Шебунино» Невельского района, Сахалинской области

с. Шебунино

2017 г.

Содержание

Введение….2

Публикация «Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ» размещена в разделах

Глава 1. Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста….5

Глава 2. Социальное развитие дошкольников в процессе приобщения их к народным традициям…. 7

Вывод…. 9

Список использованной литературы…. …. 10

Приложение (видео фильм «Дети разных народов»)

Введение

Актуальность. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Именно национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Поэтому приобщение ребёнка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего, своей малой Родины.

Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразие традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции.

Цель - обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности обладающих высокой нравственностью; формированию целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений.

Задачи:

1. Воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций.

2. Развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства.

3. Формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения

4. Развитие личностных качеств по средствам этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей;

Таким образом традиционные ценности могут наполниться жизнью и смыслами только в том случае, если человек с детства будет уметь их поддерживать.

Глава 1. Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него этнической компетентности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и, в значительной мере определяют последующий путь жизни. В практике дошкольного образования накоплен определённый опыт организации воспитательной работы с использованием народных традиций, материалов и богатств народной педагогики. Анализ культурно-социологической, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что быть этнокультурным компетентным — это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка-дошкольника изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Данный процесс у старших дошкольников по своей сути является частью его социально-нравственного развития. Он непрерывен в течение всей жизни человека, очень динамичен, важен и качественно своеобразен в дошкольном возрасте. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. И. Ильин и др., на признании детства как культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).

Таким образом, этнокультурная компетентность предполагает готовность ребенка к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Глава 2. Социальное развитие дошкольников в процессе приобщения их к народным традициям

Данный проект разработан и реализован в старшей дошкольной группе совместно с родителями. Опираясь на данные программы: «Планета детства» Т. Н. Тарановой, «Я – человек» С. А. Козловой, “Детство” В. И. Логиновой мы составили свой план работы в этом направлении.

Основным критерием содержания является интеграция, которая обеспечивается при использовании: различных форм организации образовательного процесса; различных методов образовательной деятельности; разных видов детской деятельности; совместной деятельности детей, родителей и педагогов; деятельности ДОУ и социума.

Условия социального развития старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям в образовательном процессе ДОУ выделяются три группы условий эффективного приобщения детей к народным традициям: во-первых, условия, учитывающие возрастные психологические и анатомо-физиологические особенности дошкольников, их возможности в художественно-творческой деятельности; во-вторых, организационно-методические условия, включающие методическое и организационное обеспечение знаний; в-третьих, учет влияния социально-педагогической среды. Один из ведущих методов – наглядный. Наблюдение и обследование игрушек, рассматривание узоров, орнаментов – основа успешной работы по ознакомлению с народным творчеством. Методы приобщения детей к народным традициям включают в себя игровые, эвристические, диалогово-игровые, проблемно-поисковые.

С детьми проводили: беседу об этнокультурном многоцветии; Непосредственно-образовательная деятельность на размышление «Цветная планета» с домашним заданием, НОД фантазия «Земля – наш общий дом», разучивали национальные игры, рассматривали картины – образы разных национальностей; изучали национальный состав предшествующих поколений с рисованием древа жизни, читали сказки разных народов: корейская сказка «Пушистик». Совместно с родителями представили разные национальности: японская и корейская культура, украинская культура, молдавская культура, алтайская культура, русская культура. Мы изготавливали национальные сувениры, показывали национальный танец, играли в игры, представляли национальное блюдо. На заключительном этапе были проведены: викторина «Кто это?», национальные игры, оформление книжек-малышек «Разные страны», просмотр итогового фильма «Дети разных народов».

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев). Итак, процесс освоения социального опыта ребенком старшего дошкольного возраста явление многомерное, динамичное и качественно своеобразное, разворачивающиеся в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений. Развивают интерес к людям своего народа и другой национальности постоянные сообщения об их жизни, труду, искусстве. Систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» (Д. Б. Эльконин).

Вывод:

Современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей : в процессе постижения детьми основ традиционной народной культуры и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая, Т. Я. Шпикалова и др.); через социализацию детей и вхождение их в общественные отношения, в том числе, отношения, характеризующиеся соборностью (коллективистской направленностью) и ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, М. -Т. Бурке Бельтран, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева, Т. Б. Потапенко и др.);

Таким образом, дети научились распознавать знаки и символы народной культуры, узнавать представителей разных национальностей по костюму, через сказки разных народов поняли, что в культуре любого народа есть общие незаменимые ценности как красота внутренняя, человеческая, доброта, терпимость, уважение друг к другу. Также дети поняли, что нужно жить дружно и мирно, уважать чужие традиции. Детям очень понравились выступления родителей и детей по разным культурам. Безусловно данная деятельность оставила яркий след в памяти детей.

Следовательно цель достигнута, задачи выполнены.

Список используемой литературы:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М. : Издательство "ЦГЛ", 2004.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья: практическое пособие. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников: учеб. пособие. – М. : А. П. О., 1995.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : пособие для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, А. М. Виноградова, Г. Н. Година и др. ; под ред. А. М. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1980.

5. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. - М. ,1994

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Акцидент, 1996.

7. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1998.

8. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности. // Педагогика, 2005 - №3. – С. 36-43

Публикации по теме:

Конспект НОД во второй младшей группе по этнокультурному образованию «С чего начинается моя Родина?» Конспект НОД во второй младшей группе по этнокультурному образованию «С чего начинается моя Родина?». Воспитатель МБДОУ №29 «Василек» Борзяк.

Методическая разработка Предлагаю вам конспект НОД для детей средней группы по теме: "Поможем Винни Пуху". Этот конспект познавательное занятие, направленного на.

Методическая разработка для педагогов «Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ» Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ Педагог-психолог МБДОУ ЦРР детского сада №179 «Алиса» г. Ульяновска.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Методическая разработка по пластилинографии Волшебство пластилинографии. Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе.

Методическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУМетодическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУ «Своя игра" Цель игры: повышение уровня практических и теоретических знаний, развитие атмосферы творческого общения и сотрудничества, повышение.

Методическая разработка проведения логоритмики в младшей группе ДОУ Задачи логоритмического воздействия : -Способствовать развитию музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; - певческого.

Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа Разработала воспитатель старшей группы детского сада №88 Дорошенко А. Н. Введение Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность.

Современные подходы к экологическому образованию детей в условиях ДОУ Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 15:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД