Папки-передвижки

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)

Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР. Все задания способствуют развитию слухового или зрительного внимания, памяти, мышления, активизации словаря по разным лексическим темам.

«Загадки»

Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов, учить составлять загадки о предметах, опираясь на эти признаки.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: Возьми картинку, внимательно рассмотри, что на ней нарисовано и загадай нам загадку об этом предмете, какой он.

Образец: Большой, бурый, косолапый, (медведь)

Публикация «Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2, Игры)» размещена в разделах

Круглый, красный, сочный, сладкий, (помидор)

«Ты предмет нам покажи и о нем нас расспроси»

Цель: закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы какой? какая?. ; упражнять в ответах на вопросы с опорой на предмет.

Оборудование: различные предметы.

Инструкция: покажи детям предмет и спроси, какой он по форме, цвету и т. д.

«Подбери картинку к слову»

Цель: учить детей различать единственное и множественное число прилагательных, прилагательные в форме мужского, женского и среднего рода; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов мужского, женского и среднего рода, множественного числа, одного цвета (например, красная звезда, красный мак, красное яблоко, красные сапоги).

Содержание: логопед называет прилагательное, ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Закончи предложение»

Цель: формировать навык образования имен прилагательных и употребления их в предложениях; учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже.

Оборудование: предметы и предметные картинки.

Содержание: логопед показывает предмет и начинает предложение:

Этот мяч. круглый (заканчивает ребенок).

«На картинку посмотри и что нарисовано - скажи»

Цель: закрепить умение образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: внимательно рассмотри, что нарисовано на картинке, назови этот предмет и скажи, какой он.

Образец: У меня маленький красный шарик.

«Выполни инструкцию и скажи, что делаешь»

Цель: учить детей запоминать порядок выполнения действий, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже; развивать внимание и память.

Образец: Я беру зелёный мяч.

«Кто больше увидит?»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные мужского, женского и среднего рода, обозначающие цвет и форму предмета; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже.

Оборудование: предметы или картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигурки, полоски разных цветов.

Инструкция: Внимательно посмотрите и назовите, что вы видите и какие это предметы.

Образец: Я вижу круглый мяч. и т. д.

«Подбери по цвету, по форме»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, обозначающие цвет и форму предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном и винительном падежах.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигуры полоски разного цвета.

Образец: У меня красная звезда. Я держу красную звезду.

«Правильно раскрась»

Цель: закрепить в речи правильное употребление прилагательных; согласование их с существительными в именительном, винительном и творительном падежах.

Оборудование: Контуры предметов, цветные карандаши.

Содержание: Надо раскрасить предметы и ответить на вопросы.

«Где игрушка?»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, предложном падеже; учить правильно употреблять предлоги «на», «под», «около», «в».

Оборудование: игрушки, картинки с изображением этих игрушек в разных местах.

Образец: Большая кукла сидит на деревянном стуле.

«Угощение»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном, дательном падежах.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц, картинки с изображением различных продуктов питания овощей, ягод и др.

Игра может быть использована при изучении следующих тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Образец: Я даю зернышки маленькому серому голодному воробью.

«Угостим куклу чаем»

Цель: учить детей образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, винительном и творительном падежах.

Оборудование: кукла, стол, стул, чайная посуда, продукты (чай, сахар, варенье, конфеты и печенье).

Вопросы: Что дадим кукле? Чем угостим куклу?

«Большой - маленький»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: пары картинок с изображением больших и маленьких предметов, символы больших и маленьких предметов.

Содержание: логопед показывает символ, ребенок поднимает соответствующую картинку и показывает, что нарисовано и какой это предмет.

Образец: У меня красный шар. У меня красненький шарик.

«Что чем делаем?»

Цель: учить детей согласовать прилагательные с существительными в творительном падеже, ввести в активную речь существительные в родительном падеже с предлогом «из».

Оборудование: предметные картинки.

Содержание: логопед задает вопрос (Чем едим щи? Какой ложкой едим суп? и т. д., ребенок поднимает картинку.

Образец: Я ем щи деревянной ложкой.

«Чего нет?»

Цель: учить детей различать понятие «часть - целое», образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых отсутствует какая-либо часть.

Инструкция: посмотри, чего нет у предмета, и назови.

Образец: У машины нет резинового колеса.

«Подбери ткань»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, именительном падеже; закрепить умение образовывать в форме родительного падежа единственного числа с предлогом «из».

Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением какой-либо одежды.

Содержание: у каждого ребенка картинка с изображением какой-либо одежды и образцы различной ткани. Надо выбрать материал, из которого можно сшить данную одежду.

Образец: Платье сшито из шелка. Это шелковое платье.

«Подбери фасон»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, учить согласовывать их с существительными в роде.

Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением разной одежды (зимней, летней, повседневной, нарядной, и др.)

Инструкция: внимательно посмотри, какую ткань я покажу и выбери картинку с такой одеждой, которую можно сшить из данной ткани.

Образец: У меня халат. Халат носят дома. Это домашняя одежда. Халат сшит из ситца. Это ситцевый халат.

«Назови одним словом»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, ввести в активную речь существительные, обозначающие обувь, одежду, посуду, игрушки.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, посуды и игрушек.

Содержание:

Логопед: Свитер из шерсти, какой он?

Ребенок: Шерстяной свитер.

«Выжмем сок»

Цель: ввести в активную речь детей существительные, обозначающие овощи, фрукты, ягоды; учить детей образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: натуральные овощи и фрукты или картинки с их изображением.

Содержание:

Логопед: Мы с вами кушали много разных овощей, фруктов, а теперь давайте заготовим на зиму разные соки из них. Кто какой сок будет выжимать?

Ребенок: У меня слива. Я выжимаю сливовый сок.

«Сравним предметы»

Цель: сформировать у детей представление о том, что предметы отличаются друг от друга своими признаками.

Оборудование: пары картинок с изображением предметов, отличающихся каким-либо признаком.

Инструкция: Внимательно рассмотри предметы, нарисованные на твоих картинках и постарайся понять, чем они отличаются и скажи об этом.

Образец: Эта лента широкая. Эта лента узкая.

«Расскажи, какой предмет»

Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов и называть эти признаки.

Оборудование: схема для описания овощей и фруктов, предметные картинки с изображением овощей и фруктов (или натуральные предметы).

Инструкция: Ответь на вопросы о предмете: какой он? какая она? и т. д.

«Переезд»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, образовывать имена существительных в форме винительного падежа с предлогом «в «и без предлога и в форме родительного падежа с предлогом «из».

Оборудование: картонная коробка, посуда, изготовленная из различных материалов.

Содержание: Дети «упаковывают «посуду в коробку для переезда. Затем «распаковывают «коробку с посудой.

Образец: Это стакан. Стакан сделан из стекла. Это стеклянный стакан. Я кладу стеклянный стакан в картонную коробку.

«Покупка посуды»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе.

Оборудование: вывеска «магазина», различная посуда.

Образец:

Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, стакан.

Логопед: Какой стакан? Из стекла или из пластмассы?

Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, пластмассовый стакан.

Аналогично можно поиграть в покупку одежды, обуви и игрушек.

«Правильно ли сказал Незнайка?»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: Незнайка, натуральные овощи, фрукты, одежда, игрушки или картинки с их изображением.

Инструкция: Внимательно послушайте, что сказал Незнайка. Правильно ли он сказал? Исправьте его.

Образец: Незнайка: У меня груша. Я выжимаю морковный сок из груши. У меня мяч из резины. Это деревянный мяч. и т. д.

«Угадай, чей хвост»

Цель: развить зрительное внимание детей, научить образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: фланелеграф, туловища диких животных, хвосты.

Инструкция: Помогите животным найти свои хвосты и назовите, чьи это хвосты.

Образец: Это заячий хвост.

«Угадай, чей след»

Цель: развить зрительное внимание, умение соотносить изображение с предметом, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Картинка с изображением следов птиц и зверей, предметные картинки с изображением этих звере и птиц.

Инструкция: Посмотрите внимательно на лапы зверей и птиц и на следы, оставленные этими зверями и птицами на снегу, и определите, где чей след.

Образец: Это заячий след, это заячьи следы.

«Угадай, чей домик»

Цель: ввести в активную речь названия жилищ диких животных, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Карточки с изображением жилищ диких животных, картинки с изображением диких животных.

Инструкция: Помогите диким животным найти свои домики.

Образец: Это заячья нора, это заячьи норы.

«Чьи это вещи?»

Цель: ввести в активную речь названия предметов, одежды и обуви учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Картинки с изображением людей и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.

Содержание: у детей предметные картинки. На наборном полотне карточки с изображением людей.

Образец:

-Что нарисовано у тебя на картинке?

-У меня на картинке нарисован платок.

-Чей это платок?

-Это мамин платок.

«Помоги детям одеться»

Цель: закрепить в речи детей активный словарь по теме «Одежда, обувь», учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: две картинки, изображающие мальчика и девочку и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.

Содержание: на наборном полотне картинки с изображением мальчика и девочки, у детей - предметные картинки с изображением одежды, обуви. Надо помочь мальчику и девочке «одеться». Дать имена детям

Образец:

-Что нарисовано у тебя на картинке?

-У меня на картинке юбка.

-Кто носит юбку?

-Юбку носит Юля.

-Кому ты отдашь юбку?

-Я отдам юбку Юле.

-Значит, чья это юбка?

-Это Юлина юбка.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Новый год» Тема: «Новогодний праздник». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, учить образовывать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск Конспект открытого.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья» Цель: закрепление представлений о зимующих птицах. Задачи: Обучающие: - Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных .

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)
Опубликовано: 7 июня 2016 в 15:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД