Получи документы

Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

Токбаева Дана Муаедовна
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

Пояснительная записка.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г, каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях дошкольного образования диктует время.

Публикация «Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах

Огромное значение в методических рекомендациях придается работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Методические рекомендации дают возможность педагогу работающему с детьми с ОРР синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основная задача рекомендаций – развитие познавательных, двигательных, речевых способностей дошкольников. Она реализуется через развитие:

1. Артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, виды логопедического массажа)

2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;

3. Формирования навыков учебной деятельности (умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).

4. Широко используются различные виды деятельности, где речь сочетается с движениями.

Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ

1. Научно-методические аспекты воспитания и обучения.

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

2. Организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения

дошкольников с нарушениями речи.

3. Основные требования к знаниям учителя-логопеда.

4. Должностные обязанности учителя-логопеда.

5. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

6. Документация учителя-логопеда.

7. Срок хранения документации.

8. Программы, используемые в коррекционно-логопедической

работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

9. Дизайн и оборудование логопедического кабинета.

9. Систематизация материала, используемого в работе.

10. Список рекомендуемой литературы.

11. Список использованной литературы.

Научно-методические аспекты воспитания к обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В дошкольной коррекционной педагогике, представляющей собой раздел общей специальной педагогики, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе, представляющем собой новую научно-методическую дисциплину интегративного типа – логопедагогику (Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2002).

Логопедагогика ориентирована на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при наличии нормального слуха, зрения, полноценных сохранных предпосылок интеллектуального развития.

Педагогические основы дошкольной логопедагогики были разработаны в ИКП РАО проф. Р. Е. Левиной и ее сотрудниками в период с 1965 по 1980 гг. в рамках концепции Л. С. Выготского о сложной иерархической структуре психической деятельности человека. Эти принципы стали базовыми для разработки методики коррекционного обучения и воспигания детей с ТНР. Исследования, осуществляемые в Институте дефектологии АПН СССР в 60 - 80 гг. XX в., привели к пересмотру классификационных представлений о речевой патологии и к построению научно-методических основ коррекционного обучения детей дошкольного возраста с ТНР. Прикладные задачи логопедагогики решаются при разработке специальных обучающих программ для детей с различной структурой и степенью выраженности речевых нарушений, создании учебно-методических комплексов коррекционно-развивающего обучения.

При переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу возникла необходимость отразить в педагогической терминологии новое отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» вытесняет термины, которые воспринимались как ярлыки, как обозначение ненормальности и неполноценности человека. Новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с отклонений от нормы к фиксации их потребности в особых условиях и средствах образования. Этим подчеркивается ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в особом образовательном маршруте, основными элементами которого являются:

время начала образования: потребность в совпадении начала специального обучения с моментом определения нарушения в раннем, дошкольном возрастах

содержание образования: потребность во введении специальных разделах обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;

• создание специальных методов и средств обучения : потребность в построении «обходных путей» достижения тех задач развития, которые в условиях нормы достигаются стандартными способами образования;

• особая организация обучения : потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании специальных психолого-педагогических условий, особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды;

определение границ образовательного пространства: необходимость коррекционно-развивающего процесса в рамках специально созданной педагогической системы;

продолжительность образования: потребность в пролонгировании процесса специального обучения и выход за рамки дошкольного возраста; определение круга участников коррекционно-образовательного процесса и зон их взаимодействия: потребность в интегративной деятельности квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования в качестве участника коррекционно-развивающего процесса.

Изучение структуры различных форм в зависимости от состояния речевой системы, от степени выраженности дефекта позволила разработать научно обоснованную систему индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа, создать систему логопедической помощи детям с первичными речевыми нарушениями, разработать принципы комплектования логопедических учреждений системы дошкольного образования, организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений дошкольного образования для лиц с различными формами речевой патологии.

Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, который выполняет следующие основные функции:

• диагностическая;

• профилактическая;

• коррекционно-педагогическая;

организационно-методическая;

• консультативная;

• координирующая;

• контрольно-оценочная.

Профессиограмма учителя-логопеда - это модель деятельности и личности педагога, она отражает его основные функции и определяет перечень основных педагогических знаний и умений, личностных качеств педагога.

Профессиограмма определяет квалификационную характеристику. Тарифно-квалификационная характеристика (ТКХ) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в учебно-воспитательном процессе, характер отношений с родителями воспитанников и другими участниками коррекционно-развивающего процесса в данной педагогической системе.

Рамки квалификационной характеристики ограничивают функциональные обязанности учителя-логопеда. То есть особенности коррекционно-педагогической деятельности, ее основные элементы изначально уже заложены в функциональные обязанности учителя-логопеда вне зависимости от типа образовательного учреждения, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

Четкое указание на то, что основной профессиональной деятельностью учителя-логопеда, учителя-дефектолога является коррекционная деятельность, заложено в ТКХ. В ТКХ учителя наряду с выше обозначенной функцией указано на то, что учитель-логопед обследует детей, комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, для учителя-логопеда приемлем перечень умений (профессиограмма, сформулированный Н. М. Назаровой:

• умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;

• провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;

• предупредить возникновение вторичных нарушений развития;

• определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;

• планировать отдельные виды коррекционной работы;

• критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и компенсации научно-методическую информацию;

учитывать в коррекционно-развивающем процессе характерные для данной группы детей возможности и факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;

• адаптировать, трансформировать учебную, педагогическую методическую информацию в целях коррекции, развития;

• отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики;

• создавать условия воспитания, обучения, развития для социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта в единстве с усвоением языка и речи;

• владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;

• формировать положительную мотивацию участия в коррекционной

работе у детей с недостатками в развитии, воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;

• выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи детям в их социальной адаптации; определять результативность коррекционной работы во всех сферах и на всех этапах профессиональной деятельности;

• перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями профессионально-педагогической ситуации, осознанно и критично управлять своей профессиональной деятельностью.

Организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В РФ права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов ООН: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Права граждан с проблемами в развитии закреплены в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами : Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ и т. д.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основании специальных педагогических подходов.

Государственная Дума 2.06.1999. приняла Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». В законе сказано, что специальное образование — это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализированных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.

Действие закона распространяется на:

- детей и взрослых, возможности которых получать образование, ограничены в связи с недостатком развития, подтвержденным в установленном порядке;

- родителей детей, а также взрослых - законных, либо надлежащим образом уполномоченных представителей;

- педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в образовательном процессе;

- государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностных лиц, а также юридических и физических лиц, участвующих в осуществлении специального образования.

Данный закон предусматривает государственные гарантии прав лиц, имеющих специальные потребности.

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования РФ на основе временного стандарта дошкольного образовательного стандарта, в качестве которого используются:

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1.07.1995. № 977, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.07.1997. № 179;

• Изменения и дополнения к Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 8.10. 1998. № 15/ 368-6:

• Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ. Приложение №2 к Приказу МО РФ № 448 от 22.08.1996; а также проект Управления дошкольного образования МО РФ «Государственный стандарт дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором уточняются требования к выбору образовательного маршрута, адекватного структуре отклоняющегося развития.

Организационно-правовую основу логопедической помощи детям дошкольного возраста составляют:

• Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития», 1970;

• Положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи от 26.05.1970;

• Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972;

• Постановление Совета Министров СССР от 8.12.1990. № 1238;

• Приказ Государственного комитета образования от 04.06.1990. СССР № 375.

Дети с первичными нарушениями речевого развития определяются на основании заключения ПМПК соответствующего уровня в ДОУ следующих видов:

• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением

• квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников (ДОУ для детей с ТНР);

• ДОУ комбинированного вида. В составе комбинированного ДОУ компенсирующие группы для детей с ТНР руководствуются стандартами ДОУ компенсирующего вида.

Для детей с ТНР функционируют следующие группы:

• для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);

• для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

• для заикающихся детей.

Критерием комплектования первых двух типов групп является уровень системного речевого недоразвития, при этом дети с клиническими диагнозами «ринолалия» и «дизартрия» могут зачисляться в первую или вторую группу в зависимости от их речевого развития. Дети с заиканием зачисляются в группу с 2 лет, дети с ОНР принимаются сроком на 2 - 4 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет. Дети с ФФН принимаются на 1 год обучения с 5 лет. По окончании установленного срока коррекционно-развивающего обучения дети, нуждающиеся в продолжении коррекционной работы, повторно обследуются ПМПК и при необходимости в отдельных случаях срок обучения продлевается по рекомендации ПМПК.

Вариативными организационными формами оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста с ТНР являются: УВК для детей с нарушениями речи, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. К инновационным типам учреждений относятся коррекционно-развивающие центры, представляющие собой модульную систему из нескольких блоков: диагностические, патронажные группы, группы для детей с разными клиническими формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки и др.

Интегрированные формы обучения и воспитания детей с ТНР в общеразвивающих группах ДОУ не рекомендованы и не предусмотрены в системе оказания логопедической помощи («Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении». Письмо МО РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ин/23-03).

Содержание обучения и воспитания детей с ТНР определяется специальными программами и учебно-методическими комплексами, учебно-методическими изданиями, рекомендованными в качестве базовых. Список новых учебно-методических изданий с фифами «допущено МО РФ» и «рекомендовано МО РФ» ежегодно публикуется в перечне-каталоге учебно-методических изданий и перечне учебных изданий в разделе «Дошкольное коррекционно-развивающее обучение и воспитание» в изданиях «Дошкольное воспитание» и «Вестник образования РФ» (приказ МО РФ «О введении в действие положений о перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений и перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений» от 26.12.2001. № 4244 с приложениями).

Учитель-логопед ДОУ для детей с ТНР является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

В процессе осуществления профессиональной деятельности логопед во взаимодействии с другими участниками коррекционно-развивающего процесса решает следующие задачи:

• обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;

• изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

• систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;

оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

• формирование у педагогического коллектива ЛОУ и родителей

информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;

• координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

В число задач педагогического коллектива ДОУ входят:

обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

• проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;

• повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

На заведующего и методиста (старшего воспитателя) ДОУ возлагается решение следующих задач:

• соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушениями речи;

• осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;

• создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;

• обеспечение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповых комнат - учебными пособиями и специальным оборудованием;

организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушениями речи;

• привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;

• обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются :

в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков развития.

На должность учителя-логопеда назначаются лица с высшим профессиональным (дефектологическим) образованием, имеющие диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальности логопедия, а также диплом государственного образца, полученный лицами в высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по специальности логопедия не менее 1000 часов.

Полученное образование обеспечивает подготовку учителя-логопеда к таким видам профессиональной деятельности, как:

• учебно-воспитательная;

• диагностико-аналитическая;

• коррекционно-развивающая;

• социально-педагогическая;

научно-методическая;

• консультативная;

• культурно-просветительская.

организационно-управленческая.

Типовые задачи:

- в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в т. ч. технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценки результатов обучения;

воспитание детей (формирование духовных, нравственных ценностей и

патриотических убеждений на основе индивидуального подхода);

применение современных педагогических технологий;

- в области диагностико-аналитической деятельности:

дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

- в области коррекционно-развивающей деятельности:

коррекционное обучение детей с нарушениями речи;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

осуществление профилактики речевых нарушений;

- в области социально-педагогической деятельности:

планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в

процессе обучения и воспитания;

установление контакта с родителями детей, оказание им помощи в семейном

воспитании;

- в области научно-методической деятельности :

выполнение научно-методической работы, участие в научно-методических

объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения

своей квалификации;

- в области консультативной деятельности:

консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития;

проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

- в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры детей;

-в области организационно-управленческой деятельности :

рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью

укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного

процесса;

ведение документации;

организация контроля за результатами обучения;

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации

образовательных программ;

выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 08:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД