Получи документы

Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры

Дарья Колесник
Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры

Работа по развитию связной речи требует соблюдения общих принципов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы:

– непрерывности и регулярности;

– взаимообусловленности речи и мышления, чтобы продуцирование высказывания сочетало в себе смысл и форму;

– индивидуализации в виде учета возрастных возможностей и особенностей детей при наличии у них общего недоразвития речи;

Публикация «Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

развития динамичности восприятия, когда обучение проводится на максимально доступном уровне трудности для детей, чтобы они преодолевали эти трудности, раскрывая свои возможности;

– продуктивности обработки информации, т. е. необходимо не просто дать возможность детям освоить новые навыки, но научить их переносить умение обрабатывать информацию, самостоятельно осуществлять ее поиск и принимать решение на другой материал;

– движения от простого к сложному;

– наглядности;

развития и коррекции высших психических функций, т. е. на занятиях детям должны предлагаться не только задания на развитие речи, но и на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

– мотивации, т. е. следует организовать занятия таким образом, чтобы ребенку было интересно получать знания, он стремился к этому.

В целом перечисленные принципы в той или иной мере должны реализовываться и при проведении с детьми сюжетно-ролевых игр. Кроме того, успешное проведение сюжетно-ролевой игры в значительной мере зависит от того, насколько хорошо была организована подготовительная работа педагогом, и насколько успешно он может организовать детей для проведения и поддержания игры.

Для успешной организации сюжетно-ролевой игры педагог должен учитывать следующее:

– создавать предметно-игровую среду по сюжету предполагаемой игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, в частности, реквизит для игры должен быть красочным, понятным, удобным в использовании, вызывать у детей эстетический отклик;

– успешность игры во многом зависит от последовательного и систематического характера организации игровой деятельности детей, поэтому педагогу необходимо не просто предлагать детям поиграть в какую-то игру и абстрагироваться от нее, а постоянно наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, причины конфликтных ситуаций и затухания игры и с учетом этого корректировать и планировать игровую деятельность;

– от педагога требуется активное обучение детей игровым действия и приемам с помощью специальных методов;

– смысл действия педагога заключается не в том, чтобы навязать детям игру, а развивать их интерес к игровой деятельности, инициативу, вдумчивый подход к выбору игрового сюжета и самостоятельный выбор наиболее увлекательной игры;

– если игра имеет тенденцию к затуханию, становится неинтересной детям, педагогу следует проявить не только профессиональную компетентность, но и творческий подход, вводя в действие новых персонажей, добавляя необычные игровые действия;

– одним из эффективных приемов реализации сюжетно-ролевой игры является личное участие в ней педагога с позиции ребенка, когда он включается в игровую деятельность на равных с детьми, поскольку такое участие изнутри способствует успешному решению поставленных педагогических задач.

Таким образом, для успешного осуществления игровой деятельности требуется руководство педагога для проведения сюжетно-ролевой игры наиболее продуктивным образом для речевого и общего развития детей.

В условиях дошкольного образовательного учреждения работа по развитию связной речи проводится логопедом во взаимодействии с воспитателями и родителями детей. С воспитателями необходимо урегулировать следующее:

– максимально реализовывать потенциал коррекционно-образовательной работы;

– исключить дублирование воспитателем логопедических занятий;

– оптимизировать организационные и содержательные аспекты деятельности.

В связи с этим план взаимодействия воспитателя и логопеда может выглядеть следующим образом:

– перед логопедическими занятиями проводить предварительную работу по развитию связной речи с помощью сюжетно-ролевой игры, используя ее на занятиях, во время режимных моментов;

– для закрепления знаний, полученных на логопедических занятиях, проводить целевые сюжетно-ролевые игры;

– создавать в группе условия для развития связной речи, в том числе и путем обогащения предметно-игровой среды за счет специальных атрибутов (инструменты по профессиям, наглядные материалы и др.).

Также необходимо организовывать взаимодействие с родителями, руководствуясь пониманием того, что именно они в первую очередь помогают ребенку использовать полученные на логопедических занятиях речевые навыки в повседневной жизни:

– проводить консультации для родителей по вопросам речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи, отвечать на интересующие их вопросы;

– через общение с родителями выявлять круг интересов и увлечений детей, чтобы использовать этот потенциал при организации сюжетно-ролевых игр, а также легче находить темы для беседы с детьми;

– путем объяснения возможностей сюжетно-ролевых игр для речевого развития ребенка формировать у родителей представление о необходимости проведения подобных игр в домашних условиях;

– помогать родителям осваивать игровые приемы по развитию связной речи и методы их применения;

– обучать родителей правильному выполнению логопедических домашних заданий с детьми для закрепления полученных навыков и формирования умения использовать их в повседневной жизни.

Выглядит логичным, что взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей даст пропорционально лучшие результаты в формировании и совершенствовании связной речи детей с общим недоразвитием речи, чем несогласованные действия.

Публикации по теме:

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игрКонспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игр Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квэст-игр. Цель: Формировать умение творчески.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе»Методические рекомендации по сюжетно-ролевой игре «День рождения в кафе» Сюжетно-ролевая игра "Кафе", сюжет "День рождения". Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той,.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 21:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД