Лучший педагог года

Развитие сенсорно-моторных способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов

Ирина Полетаева
Развитие сенсорно-моторных способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов

.

Введение

В современном мире есть возможность творить во всех областях человеческой деятельности: технике, искусстве, науке. С внедрением ФГОС эта проблема стала все более актуальной. Развитие интеллекта и способностей воспитанников, требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности. Одним из естественных компонентов развития детей является творчество.

Публикация «Развитие сенсорно-моторных способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов» размещена в разделах

Практика в работе с детьми имеет целый комплекс инновационных средств и методов для развития творческой активности. Остановились на синельной проволоке, при виде которой никто не останется равнодушной.

Синельная проволока – это полезный, простой в использовании, безопасный и уникальный материал. С ней легко работать: она прекрасно сгибается, приобретая любую форму, легко крепится к любым предметам, свободно разрезается обычными ножницами.

С синельной проволокой дети легко усваивают сенсорные эталоны, у них развиваются все психологические процессы, активизируется словарь, развивается речь. Использование в работе этого материала позволяет развивать мелкую моторику у дошкольников.

Система работы в детском саду по использованию синельной проволоки для сенсорно-моторного развития старших дошкольников в организованной образовательной деятельности и режимных моментах строится в соответствии с учетом возрастных особенностей детей.

Цель:

- сформировать у детей сенсорно-моторные способности посредством использования нетрадиционных материалов.

Задачи:

- формировать умение создавать из синельной проволоки плоскостные и объемные фигуры;

- формировать представление об окружающем мире и его составляющих;

-развивать и повышать синхронную работу рук;

- развивать мышление, воображение и фантазию:

- развивать чувство ритма, цвета, композиции.

В своей работе педагоги используют различные игры, упражнения с использованием синельной проволоки :

-в совместной игровой деятельности детей и взрослых (моделирование, конструирование, дидактические развивающие, сюжетно-ролевые игры);

- в начале или в конце организованной образовательной деятельности (познавательной развитие, речевое развитие, математическое развитие) в течение 5-7 минут;

- в самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов (изобразительная деятельность, аппликация, конструирование);

Для развития интереса у дошкольников к работе с синельной проволокой авторы использовали :

-стихотворения;

-опытно-экспериментальную деятельность с целью развить умение определять существенные признаки и свойство проволоки (структуру, мягкость, легкость, влажность т. д.);

- краткосрочный проект «Игрушки из синельной проволоки»;

- мастер класс из синельной проволоки «Рыбка», «Украшение»;

- картина из синельной проволоки;

-дидактические игры: «Мы строители», «Подарим солнышку лучи», «Ювелирная мастерская»;

- развивающие игры : «Буква сломалась», «Пружинка гласных звуков», «Зигзаги», «Превращения», «Сделай как у меня», «Гусеница», «Узоры»;

- сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин», «Архитекторы» и др. ;

- презентации «История синельной проволоки», «Пушистые игрушки».

Опытно-экспериментальная работа с синельной проволокой

Опыт №1

Взяли несколько видов металлической и синельной проволоки.

Рассмотрели, провели рукой по поверхностям предметов.

Вывод: металлическая проволока тонкая, толстая, гибкая, покрытая пластмассовой оболочкой, разной длины. А синельная проволока одинаковой длины, пушистая, приятная на ощупь, разных красочных цветов.

Опыт №2

(с водой)

Окунули в воду металлическую проволоку и пушистую. Потом промокнули о салфетку металлическую проволоку и пушистую.

Вывод: На пушистой проволоке остается много капелек воды.

Опыт №3

Взяли синельную проволоку и несколько видов металлической проволоки. Согнули.

Вывод: металлическая проволока разного свойства металла трудно гнется и выпрямляется, а синельная легко гнется и меняет форму

Опыт №4

(с солью)

Взяли проволоку: металлическую и синельную.

Опустили в перенасыщенный солевой раствор, поставили банку в тихое место. На следующий день на синельной проволоке образовались снежные кристаллы.

Вывод: На пушистой проволоке появились кристаллики соли, а на металлической ничего не было.

Опыт №5

Магнитит – не магнитит

Положили магнит на стол. Взяли несколько видов металлической проволоки и несколько цветов синельной проволоки.

Вывод: Металлическую проволоку к магниту притягивается сразу, а синельная проволока, из-за наличия ворсинок магнитится только кончиками проволоки.

Техника работы с проволокой

(Проволок графия)

Для работы нам понадобится: рисунок, проволока, ножницы

Берем рисунок, прикладываем к нему проволоку нужной длины

Когда проволока подобрана по рисунку,

ножницами отрезаем нужную длину.

В каждом рисунке подбираем проволоку разного цвета

Рисование проволокой разных фигур готово

Мастер-класс

«Рыбка»

Чтобы создать рыбку из синельной пушистой проволоки необходимо:

- синельную проволоку розового цвета;

- готовый помпон любого цвета;

- бусинки - глазки;

- ножницы;

- двухсторонний скотч.

Сначала складываем пушистую палочку пополам. Так мы наметили ее середину.

Теперь можем приступать к созданию контура рыбки. В месте сгиба формируем ее ротик.

После этого вкладываем помпон.

В верхней части из синельной проволоки формируем спинной плавник нашей рыбки. В нижней части требуется сделать грудной плавник.

Концы проволоки скручиваем вместе.

Для этого аккуратно выгибаем проволоку, придавая ей нужную форму. Хвостовой плавник готов.

Осталось приклеить глазки. Это можно сделать с помощью двухстороннего скотча. Небольшой его кусочек приклеиваем на обратную сторону пластмассового глазика. Наша яркая рыбка из синельной пушистой проволоки готова.

Украшения из синельной проволоки

Для создания этого украшения из синельной проволоки необходимо:

- 2 синельные палочки;

- бусины разного цвета;

-ножницы.

Основу нашего браслета будут составлять 2 синельные проволоки, цвет которых можно выбрать на свое усмотрение. С одной стороны соединим их между собой, немного скрутив.

Теперь воспользуемся бусинами. Берем одну бусину и нанизываем ее на синельную проволоку. Скручиваем между собой проволоки.

Теперь нам нужно надеть бусину на синельную проволоку другого цвета.

После этого снова выполняем скручивание двух мягких проволок.

Так продолжаем чередовать нанизывание бусин на синельную проволоку. По окончании работы закрепляем последнюю бусину скручиванием концов проволоки.

Теперь полученную заготовку браслета нужно соединить в кольцо, ориентируясь при этом на обхват запястья ребенка. У нас остались свободными 4 кончика. Расправляем их в разные стороны, при необходимости подравниваем ножницами, делая одинаковой длины.

Один из кончиков скручиваем в спираль.

Аналогично поступаем с остальными свободными кончиками.

Наш детский браслет из синельной проволоки готов.

Картина из синельной проволоки

Берем цветной картон,

проволоку, ножницы, клей.

Выбрать проволоку по

цвету для задуманного

рисунка

Проволоку синего цвета

складываем несколько раз «гармошкой», а затем немного ее растягиваем.

От проволоки черного цвета отрезать небольшие части проволоки и согнуть. Отрезаем проволоку белого цвета для глаз киту.

Проволоку желтого цвета складываем

пополам, немного скручиваем и соеди-

няем концы. Для изготовления лучей

солнца необходимо нарезать проволоку нужной длины. Изготавливаем кита,складывая проволоку овалом и

перекручиваем, делая хвост.

Раскладываем заготовки

на картон и приклеиваем.

Картина готова.

Поделки из синельной проволоки

Дидактические игры

«Мы строители»

Цель: закреплять умение детей действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Материал к игре : синельная проволока, набор конструктора, мелкие игрушки, плоскостные куклы, фишки разного цвета и формы.

Ход игры:

l вариант: Воспитатель предлагает детям рассмотреть постройки из конструктора и говорит, что этот город очень необычный, в нем живут маленькие человечки. А вот другим человечкам, которые вырезаны из картона в таких домах будет жить неудобно. Но в волшебном ящичке есть очень интересный материал, может из него сделать точно такой же город для картонных человечков.

Воспитатель открывает ящичек, где лежит синельная проволока, дети рассматривают ее. Затем определяют, какой формы и цвета дома в городе из конструктора, обговаривают, кто что будет строить. Идет постройка города по образцу.

II вариант: Дети придумывают сами город и строительство города идет по предложенным фишкам разного цвета и формы.

«Подарим солнышку лучи»

Цель: Формировать умение решать определенную проблему, поставленную перед началом работы, закреплять понятие «короче», «длиннее».

Материал к игре : длинная синельная проволока, образцы незаконченных картин (не хватает солнышка с лучиками).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картину и говорит, что солнышко не поместилось, так как его лучи должны быть сделаны из проволоки, но проволока очень длинная. Ребенок должен сам предложить, как можно сделать так, чтобы лучи стали короче (согнуть проволоку пополам, разрезать ее, спрятать под круг и т. д.).

Ребенок самостоятельно дополняет картину.

«Ювелирная мастерская»

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движений, глазомер, закреплять навыки счета.

Материал к игре : бусинки разного размера, синельная проволока.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сделать различные украшения по образцу из бусинок и проволоки и сосчитать сколько бусинок. Дети делают украшения.

II вариант: Дети самостоятельно придумывают украшения из бусинок и синельной проволоки.

III вариант: Воспитатель предлагает сделать украшения из определенного количества бусинок нанизанных на синельную проволоку. Дети делают украшения, считая бусинки.

Краткосрочный проект

«Игрушки из синельной проволоки»

Нетрадиционные техники работы в творческой деятельности детей очень важны для развития воображения и мелкой моторики, а необычные материалы позволяют узнать больше об окружающем мире и его составляющих.

Предложенная детям работа будет заключаться в изготовлении насекомых и животных из синельной проволоки.

Синель - мохнатый шнур, скрученный из нескольких нитей, между которыми захвачен ряд коротких кончиков нитей, торчащих во все стороны (ворс). Синелью часто называют любую ткань с коротким ворсом – бархат и вельвет, например.

Данная краткосрочная образовательная практика направлена на развитие внимания, воображения и мелкой моторики рук.

Для проведения краткосрочной образовательной практики потребуется:

-Синельная проволока

-Бусины

-Карандаши и фломастеры разного диаметра

Специфика проведения краткосрочной образовательной практики:

-КОП реализуется с детьми 4-7 лет

-Количество детей - не более 10 человек

-Количество встреч – 4 раза в месяц, 1 встреча в неделю

-Место проведения – свободное групповое помещение ДОУ

Содержание программы.

Цель: познакомить детей с синельной проволокой и научить делать игрушки из нее.

Задачи:

-Развитие воображения, мышления

-Развитие синхронной работы рук

-Повышаем сенсорную способность рук

Ход

Встреча 1.

Цель: познакомить детей с синельной проволокой и выполнить простейшую игрушку

Воспитатель приветствует детей и представляет героя, который пришел в гости (зайчик) рассказывает детям что у зайчика пропали все игрушки и ему не чем играть, но по дороге к нам он нашел пакет (вместе с детьми смотрят что в нем). Воспитатель объясняет детям, что это синельная проволока – полезная и универсальная заготовка, которую можно использовать буквально во всех видах прикладного творчества. С ней легко и приятно работать - она легко гнется, держит форму, отлично крепится к большинству поверхностей, и даже ребенок может разрезать ее обычными ножницами. И предлагает ребятам попробовать сделать игрушку из проволоки. По показу дети выполняют змейку. Своих змеек дети оставляют себе, а воспитатель утешает зайчика и подарит ему свою игрушку. Зайчик прощается с детьми.

Предполагаемый результат: готовая игрушка змейка.

Встреча 2

Цель: изготовить игрушку более сложного типа, чем на 1 встрече.

Воспитатель приветствует детей, и они вместе вспоминают, кто приходит в прошлую встречу и что научились делать ребята. Воспитатель предлагает посмотреть, что еще можно сделать из проволоки (альбом для рассматривания) и вместе с ребятами выбирают, кого будут делать в этот раз. Воспитатель показывает, дети выполняют, при этом всем у кого возникли затруднения, воспитатель помогает.

Предполагаемый результат: готовая игрушка, изготовленная с помощью воспитателя.

Встреча 3

Цель: начать работу над своей игрушкой выполненной самостоятельно.

Воспитатель приветствует детей и предлагает им придумать свою собственную игрушку, начать ее изготовление.

Предполагаемый результат: придуманная игрушка, выполненная наполовину.

Встреча 4

Цель: выполнить до конца задуманное детьми

Воспитатель приветствует детей, раздает работы, которые дети начали делать на предыдущей встрече, и предлагает доделать их, чтобы забрать с собой и играть.

Предполагаемый результат: готовая игрушка придуманная и выполненная самостоятельно

Развивающие игры

«Буква сломалась»

Цель: формирование целостного зрительного образа предмета

Ход игры

Воспитатель из проволоки или шариков делает букву, без какого-то одного или нескольких элементов, ребёнок должен доделать эту букву самостоятельно.

«Пружинка гласных звуков»

Цель: упражнять детей в умении различать на слух гласный звук;

развивать быстроту реакции

Ход игры

Дошкольник на пальчик должен накручивать проволоку в том случае, если воспитатель произносит гласный звук.

«Зигзаги»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Ход игры

Воспитатель предлагает воспитаннику карточку с нарисованными на ней ломаными линиями, ребёнок при помощи проволоки должен повторить узор линий, изображённый на карточке. Вначале можно накладывать проволоку прямо на карточку. А затем можно усложнять задания: ребёнок выкладывает зигзаг из проволоки прямо на столе.

«Превращения»

Цель: развивать фантазию

Ход игры

Воспитатель вместе с дошкольником из проволоки делает любую геометрическую фигуру, ребёнок превращает её в другую.

«Сделай как у меня»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры

Воспитатель выкладывает из пушистых шариков небольшую композицию (например, цветок и солнышко, ребёнок внимательно рассматривает её и выполняет самостоятельно. Можно усложнить задание, дав ребёнку посмотреть на образец 3-5 секунд, затем закрыть его салфеткой, а ребёнок по памяти выкладывает композицию.

«Гусеница»

Цель: развивать наблюдательность, память.

Ход игры

Дошкольнику предлагается выложить гусеницу, начиная с самого большого шарика, а заканчивая самым маленьким.

«Узоры»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры

Воспитатель выкладывает перед ребёнком узор из разноцветных шариков, а ребёнок должен по памяти его повторить.

Сюжетно-ролевые игры

Магазин

Цель: формировать умение детей делать атрибуты к игре из сенильной проволоки, использовать для поделок вспомогательные материалы (картон, поролон, бумагу, палочки, воспитывать желание работать сообща, помогая друг другу.

Материал к игре : синельная проволока, картон, поролон, бумага, касса, сумочки, игрушечные деньги.

Школа

Цель: научить детей скручивать проволоку разными способами;

развивать навык у детей самостоятельно выполнять модели из синельной (пушистой) проволоки; воспитывать интерес к знаниям и к их получению

Материал к игре : синельная проволока, школьные принадлежности.

Архитекторы

Цель: формировать умения детей делать из проволоки разные дома;

развивать навык у детей самостоятельно выполнять модели из синельной (пушистой) проволоки;

Материал к игре : синельная проволока, схемы домов.

Фотоотчет

«Игры с синельной проволокой»

Цель: познакомить детей с синельной проволокой и выполнить простейшую игрушку.

Синельная проволока – это удивительный материал для творчества детей. Пушистая проволока привлекает разнообразием цветов.

Она безопасна в работе, приятна на ощупь, легко гнется, хорошо держит форму. Ее легко резать ножницами. Ее легко резать ножницами. Из этой проволоки можно делать симпатичные поделки, которые никого не оставят равнодушным можно разбирать и делать необычные интересные другие.

Синельная проволока дает бесконечный простор для фантазии ребенка.

Процесс работы с разноцветной проволокой сопровождается массой приятных ощущений, положительных эмоций и неисчерпаемым творческим вдохновением.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорно-моторных способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 12:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД