МААМ-картинки

Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста

роза сергеева
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста

Одаренный ребенок - это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей детей.

Теоретический аспект проблемы требует уточнения ее понятийного аппарата. Целостную характеристику умственных возможностей человека часто обозначают словом «интеллект». Но умственная одаренность не сводиться к интеллекту: одаренность - это особый склад личности, и сочетание более общих и более частных умственных качеств. Некоторые дети дошкольного возраста особенно настойчиво тянуться к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Для них характерна умственная восприимчивость, и постоянная готовность прилагать усилия, познавательная ненасыщаемость. Им нравиться напрягать ум, они испытывают удовольствие от умственного напряжения, их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой «умственной пище» побуждает их к проявлению инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим попыткам. Их мозг нуждается не в отдыхе - ему нужна работа. В результате такие дети как бы больше видят и слышат, больше узнают и больше понимают, чем их ровесники, при тех же обстоятельствах. Именно такие дети с ускоренным умственным развитием чаще всего называют одаренными. (1).

Публикация «Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В психологии под одаренностью понимается высокий уровень развития и своеобразное сочетание способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни, вкупе с выраженной познавательной мотивацией, которые обеспечивают возможность успешного выполнения какой- либо деятельности. Согласно этой концепции, умственно одаренный ребенок дошкольного возраста - это не тот, кто быстро переходит обучению по школьным программам, а тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности, интерес к познавательной деятельности и умение направить их на решение различных задач.

Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. Именно высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные отношения, находить пути ее решения через изменения условий, создавая замыслы новых творческих продуктов. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо - физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстрое образование временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом - врожденными особенностями нервной системы. (2)

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды Л. А. Венгера, Ю. З. Гильбуха, Н. С. Лейтеса, Г. В. Бурменской посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы. Накоплен немалый опыт, с 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар».

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в развитии и воспитания : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д. (4).

Таким образом, одаренность - это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Изучая талантливых детей, педагоги характеризуют одаренность следующим образом : «Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни».(3)

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Для любого творческого процесса характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие :

1. Художественно - эстетическая одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной работы, они часто нуждаются в индивидуальных программах, в понимании со стороны воспитателей и сверстников. (6).

2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Именно таких детей называют «светлыми головами». Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать - сами читают литературу, даже главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности :

- когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;

- высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.

Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени - сначала высокие способности проявляются как бы «по всему спектру», а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть «академическим». При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал.

3. Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем: одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А. М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик (4).

4. Социальная - лидерская одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

Список литературы

1. Бабаева Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков : Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 2006. - 420с.

3. Панов В. И. Если одаренность - явление, то одарённые дети - это проблема / В. И. Панов // Начальная школа: плюс - минус. - 2005. - № 3. - 311 с.

4. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. Ф. Проскура. - Киев, 2005. - 500 с.

5. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. - М. : Просвещение, 2004. - 251 с. 6

6. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями) / Л. И. Маленкова. - М. : ТОО «ИнтелТех», 2005.- 450 с. 7

Публикации по теме:

Техника айрис фолдинг для детей дошкольного возрастаТехника айрис фолдинг для детей дошкольного возраста Я с детьми моей группы изучила новую технику рукоделия Айрис-фолдинг. Эта техника позволяет делать необычные открытки с эффектом объёмного.

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Музыкотерапия в воспитании детей дошкольного возраста. Интересным и перспективным направлением в воспитательно-педагогическом процессе является использование музыкотерапии на занятиях по ритмике.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 17:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД