Лучший педагог года

Многоуровневый анализ стартовых возможностей детей с ОНР

Анна Погодина
Многоуровневый анализ стартовых возможностей детей с ОНР

Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем, узнавание слов, понимание значения слов, отношений между словами, фраз и смысла обращенной речи.

Импрессивная речь оценивается как способность понимания ситуативной и контекстной речи.

Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопсихологическую характе-ристику в зависимости от формы речевой аномалии.

Публикация «Многоуровневый анализ стартовых возможностей детей с ОНР» размещена в разделах

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

Р. Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выделяют три уровня речевого недоразвития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого недоразвития шире активного. Однако исследованием Жаренковой Г. И. показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития.

У детей отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится к различению форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения.

Жукова Н. С. и другие авторы в практических целях рекомендуют выделять несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием:

Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружаю-щих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или по ощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названии действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких преобразованных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный уровень: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) – флексиями, приставками, суффиксами (стол - столы, улетел – прилетел).

Обследование понимания речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом и практическом плане.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявле-ние особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи необходимо собрать речевой анамнез. Логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух.

В беседе с родителями необходимо выяснить:

*Условия воспитания: где воспитывается? Каково речевое окружение – двуязычная среда, недостатки речи в семье? Получал ли логопедическую помощь? Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития? Не находился ли длительно в больницах?

* Поведение: общается ли с детьми своего возраста, младше себя, старше себя или предпочитает находиться (играть) в одиночестве? Спокойный, беспокойный, контактный, конфликтный, ласковый. Имеются ли различия в поведении дома и вне семьи?

* Игры и интересы: Какие игрушки любит и как их использует? Как относится к своим игрушкам? Как играет – молча или сопровождает свои игровые действия различными звуковыми сочетаниями?

* Моторное развитие: Ловкий, неловкий, обслуживает себя или нет? Умеет ли сам застегивать-расстегивать пуговицы, завязывать шнурки? Какой рукой ест, хватает, держит карандаш? Самостоятельно ли ест? Хорошо ли жует пищу? Как глотает?

* Раннее речевое развитие: Когда стал узнавать близких? Когда и как притекал период лепета? Когда стал понимать обращенные просьбы? Какие и когда появились первые осмысленные слова? Имело ли место смешение лиц, окружающих ребенка? Когда стал активно повторять слова за взрослыми? Какие и когда появились первые словосочетания? Как шло развитие речи после появления первых фраз? Когда родители заметили отставание в развитии речи? Что в настоящее время беспокоит родителей?

При исследовании лексики и грамматического строя импрессивной речи мы изучаем и обращаем внимание на:

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

Акименко В. М. в своей книге «Логопедическое обследование детей с рече-выми нарушениями» предлагает следующие задания для обследования понимания речи с последующим многоуровневым анализом понимания речи:

1. Исследование пассивного словаря:

- Покажи где: кукла, стол, стул.

- посади куклу, мишку.

2.Исследование понимания грамматических форм.

С 4 лет: единственное – множественное число:

- стол – столы;

- дом – дома;

- стул – стулья;

- дерево – деревья;

- береза – березы.

3. Исследование понимания предложно-падежных конструкций: в – из, на – с, под – из-под.

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала

4. Исследование дифференциации уменьшительно-ласкательных существительных. С 5 лет: дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных.

Покажи: дом – домик, стул – стульчик, одеяло… подушка, замок…

Дифференциация существительных с суффиксом –инк: виноград – виногра-динка, бусы – бусинка.

5. Исследование дифференциации глаголов с различными приставками.

Шел – вышел – отошел.

Ушел – перешел – вошел – зашел.

6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений.

Покажи ключом карандаш, ключ карандашом.

Где хозяин собаки, где собака хозяина.

Дочка мамы – мама дочки.

Девочка рвет цветы.

Девочка убирает комнату.

По результатам обследования понимания речи определяется уровень. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

за первое задание – 2 балла;

за второе задание - 5 баллов;

за третье задание - 2 балла;

за четвертое задание - 2 балла;

за пятое задание – 2 балла;

за шестое задание -5 баллов.

Первый уровень (низкий, менее 5 баллов). Ребенок не понимает обращенную речь, не может выделить из речевого потока фонемы. Грубо нарушено узнавание смысла слова, нарушено понимание предложения.

Второй уровень (ниже среднего, 9-6 баллов). У ребенка нарушено понимание обращенной речи. Ребенок затрудняется выделить из речевого потока фонемы. Нарушено узнавание смысла слова, понимание точного и конкретного значения слов оказывается почти недоступным, нарушено понимание предложения.

Третий уровень (средний, 13-10 баллов). Ребенок понимает общий смысл обращенной к нему речи, относительно сохранна интонация слышимой речи, понимание точного и конкретного значения слов оказывается почти недоступным.

Четвертый уровень (выше среднего, 16-14 баллов). Ребенок понимает обращенную речь, смысл слов. Ребенок хорошо выделяет из речевого потока фонемы, понимает значения целой фразы, развернутого речевого высказывания, доступно понимание значения слов.

Пятый уровень (высокий, 18-17 баллов). Ребенок понимает обращенную речь, смысл слов. Ребенок четко выделяет из речевого потока фонемы, понимает значения целой фразы, развернутого речевого высказывания, доступно понимание значения слов.

Результаты обследования заносятся в таблицу и далее планируется дальнейшая работа по формированию импрессивной стороны речи на начальном этапе ее формирования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное.

Анализ опросника детей подготовительной группы по ЗОЖ — презентация В рамках годовой задачи по укреплению физического здоровья дошкольников в апреле 2017 года был проведен опрос по здоровому образу жизни.

Анализ условий в группе для музыкальной деятельности детейАнализ условий в группе для музыкальной деятельности детей Музыкальная предметно-развивающая среда Для успешного музыкального воспитания ребенка необходимо создать условия. Поэтому для работы по.

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье Мастер-класс. Воспитатель Бибаева Е. П. Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье. Дата Форма прове.

Из опыта работы «Окно возможностей-блоки Дьенеша» «Окна возможностей - блоки Дьенеша» слайд1 Каждый человек, появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен, видеть,.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Методическая разработка: «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей.

Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона» как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников В нашем детском саду на протяжении 5 лет реализуется проект «Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона», как фактор развития потенциальных.

Статья «Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО» Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО Е. С. Пидшморга, Киселевский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Многоуровневый анализ стартовых возможностей детей с ОНР
Опубликовано: 27 июня 2017 в 22:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД