Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп

Оксана Радионова
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп

Проект модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп.

Составила Радионова Оксана Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ ЦР ДС «Сказка», г. Черногорск

Актуальность темы

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

Судьба таких детей, их личностное и речевое развитие, адаптация в обществе зависят от качества профилактической и коррекционной работы.

Цель

Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Задачи

1. Создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов;

2. Способствовать творческому росту педагогов с целью повышения педагогического мастерства;

3. Формировать у специалистов ДОУ информационную готовность к работе с детьми-логопатами;

4. Создать оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива.

Тип проекта

1. Практико-ориентированный;

2. Групповой (для старшей и подготовительной групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи);

3. Долгосрочный (на 2 учебных года).

Участники проекта

1. Учитель – логопед;

2. Воспитатели логопедических групп;

3. Педагог по изодеятельности;

4. Спортинструктор;

5. Психолог;

6. Музыкальный руководитель;

7. Родители.

Ожидаемый результат

1. Высокий уровень профессионализма в вопросах коррекционной педагогики;

2. Повышение качества работы учителя – логопеда и специалистов, работающих на логопедической группе;

3. Повышение результативности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Проблема

«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»

«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»

Практическая значимость

Работа над проектом велась на протяжении 2 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического исследования речи детей.

Этапы реализации проекта

І. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель: Углубленное изучение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, всеми специалистами ДОУ.

Составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы. Обозначение проблемы коррекционной работы.

Формы работы:

1. Заседание ПМПк:

«Утверждение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения»

2. Консультации для педагогов:

«Структура коррекционной работы воспитателя логопедической группы»

3. Мини-педсовет:

«Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку»

ІІ. Основной этап (декабрь-апрель)

Цель: Распределение различных видов деятельности между специалистам ДОУ. Создание оптимальных условий для проведения коррекции речи детей.

Формы работы:

1. Консультации для педагогов:

«Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи»

«Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи»

«Воспитание правильной речи через художественные образы»

«Использование средств логопедической ритмики на коррекционно-развивающих, физкультурных и музыкальных занятиях в группах для детей с ОНР»

2. Индивидуальные консультации со специалистами ДОУ в рабочем порядке

3. Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»

4. Семинары – практикумы:

«Роль лексической темы при составлении перспективного плана узкими специалистами»

«Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»

5. Заседание ПМПк:

«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»

6. Родительские собрания с показом фрагментов групповых или индивидуальных занятий»

(октябрь, январь, май)

7. Консультации для родителей

«Воспитание навыков правильного звукопроизношения»

8. Речевые праздники для родителей

«Умники и умницы»

«Звёздный час»

«Приходите нас послушать»

9. Тематические выставки для родителей

«Читаем детям»

«Родителям будущих первоклассников»

10. Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом

ІІІ. Заключительный этап.

Цель: Дать качественную оценку результатов проведения логопедического воздействия. Отметить характер участия каждого педагога в коррекционно-образовательном процессе.

Формы работы:

1. Заседание ПМПк:

«Итоги коррекционно-развивающего процесса с детьми подготовительной логопедической группы»

2. Заседание круглого стола:

«Пути совершенствования совместной работы специалистов логопедической группы»

Развивающая среда

Материально – техническая база

1. Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, СД – диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сюжетные картинки и картины, настольно - печатные игры, кубики Зайцева, кассы букв, магнитная доска, игрушки.

Методическое обеспечение

1. Мультимедийные презентации комплекса артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз;

2. Музыкальные упражнения для развития голоса, мимической мускулатуры;

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.

Эффективность работы по взаимодействию специалистов логопедических групп

Как видно из диаграммы 1 у 15 детей старшей логопедической группы низкий уровень речевого развития составлял 77%, средний 23%, высокий уровень отсутствовал.

Диаграмма 2 показывает, что к концу первого года обучения низкий уровень развития речи уменьшился до 56%, а средний вырос до 43%

Диаграмма 3 показывает, что к середине учебного года в подготовительной группе повышается уровень показаний речевого развития. С низким уровнем речи остаётся 1 ребёнок, что составляет 7%. Появляется высокий уровень развития речи, что составляет 28%. У 65% средний уровень развития речи.

Диаграмма 4 показывает, что к концу обучения, при выпуске в школу,

вырос высокий процент развития речи до 49%. Средний уровень развития речи составил 51%. Низкий уровень развития речи отсутствует.

Следовательно, совместная работа специалистов ДОУ и родителей воспитанников логопедической группы дала эффективный результат.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособие Н. В. Нищевой "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики". Во всех возрастных.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп
Опубликовано: 16 ноября 2012 в 14:18
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...