Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп

Оксана Радионова
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп

Проект модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп.

Составила Радионова Оксана Александровна

Учитель-логопед

МБДОУ ЦР ДС «Сказка», г. Черногорск

Актуальность темы

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи – весьма сложная проблема, так как у них наблюдается нарушение всех компонентов речевой системы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, опорно-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми речевой группы и единства требований, предъявляемых детям. Развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы. Тесное сотрудничество во всех направлениях работы обеспечивает более высокий показатель исправления речевых нарушений и вторичных проявлений дефекта.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей и педагогов ДОУ, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

Судьба таких детей, их личностное и речевое развитие, адаптация в обществе зависят от качества профилактической и коррекционной работы.

Цель

Создание и апробация модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Задачи

1. Создать комплексную интегрированную модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов;

2. Способствовать творческому росту педагогов с целью повышения педагогического мастерства;

3. Формировать у специалистов ДОУ информационную готовность к работе с детьми-логопатами;

4. Создать оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива.

Тип проекта

1. Практико-ориентированный;

2. Групповой (для старшей и подготовительной групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи);

3. Долгосрочный (на 2 учебных года).

Участники проекта

1. Учитель – логопед;

2. Воспитатели логопедических групп;

3. Педагог по изодеятельности;

4. Спортинструктор;

5. Психолог;

6. Музыкальный руководитель;

7. Родители.

Ожидаемый результат

1. Высокий уровень профессионализма в вопросах коррекционной педагогики;

2. Повышение качества работы учителя – логопеда и специалистов, работающих на логопедической группе;

3. Повышение результативности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Проблема

«Как работу по коррекции речи сделать более эффективной»

«Каким образом взаимосвязь педагогов, работающих на группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, улучшает показатель речевого развития детей»

Практическая значимость

Работа над проектом велась на протяжении 2 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического исследования речи детей.

Этапы реализации проекта

І. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель: Углубленное изучение детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, всеми специалистами ДОУ.

Составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы. Обозначение проблемы коррекционной работы.

Формы работы:

1. Заседание ПМПк:

«Утверждение комплексной программы психолого-педагогического сопровождения»

2. Консультации для педагогов:

«Структура коррекционной работы воспитателя логопедической группы»

3. Мини-педсовет:

«Анализ недостатков речевого развития и выбор средств коррекционного воздействия применительно к каждому ребёнку»

ІІ. Основной этап (декабрь-апрель)

Цель: Распределение различных видов деятельности между специалистам ДОУ. Создание оптимальных условий для проведения коррекции речи детей.

Формы работы:

1. Консультации для педагогов:

«Физическое воспитание дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи»

«Музыкальное воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи»

«Воспитание правильной речи через художественные образы»

«Использование средств логопедической ритмики на коррекционно-развивающих, физкультурных и музыкальных занятиях в группах для детей с ОНР»

2. Индивидуальные консультации со специалистами ДОУ в рабочем порядке

3. Тренинг для родителей «Развитие артикуляционного аппарата»

4. Семинары – практикумы:

«Роль лексической темы при составлении перспективного плана узкими специалистами»

«Автоматизация и дифференциация звуков речи вне речевых занятий»

5. Заседание ПМПк:

«Состояние коррекционно-развивающей среды и методическое оснащение коррекционных групп»

6. Родительские собрания с показом фрагментов групповых или индивидуальных занятий»

(октябрь, январь, май)

7. Консультации для родителей

«Воспитание навыков правильного звукопроизношения»

8. Речевые праздники для родителей

«Умники и умницы»

«Звёздный час»

«Приходите нас послушать»

9. Тематические выставки для родителей

«Читаем детям»

«Родителям будущих первоклассников»

10. Посещение занятий, игр, режимных моментов с последующим анализом

ІІІ. Заключительный этап.

Цель: Дать качественную оценку результатов проведения логопедического воздействия. Отметить характер участия каждого педагога в коррекционно-образовательном процессе.

Формы работы:

1. Заседание ПМПк:

«Итоги коррекционно-развивающего процесса с детьми подготовительной логопедической группы»

2. Заседание круглого стола:

«Пути совершенствования совместной работы специалистов логопедической группы»

Развивающая среда

Материально – техническая база

1. Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, СД – диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сюжетные картинки и картины, настольно - печатные игры, кубики Зайцева, кассы букв, магнитная доска, игрушки.

Методическое обеспечение

1. Мультимедийные презентации комплекса артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз;

2. Музыкальные упражнения для развития голоса, мимической мускулатуры;

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.

Эффективность работы по взаимодействию специалистов логопедических групп

Как видно из диаграммы 1 у 15 детей старшей логопедической группы низкий уровень речевого развития составлял 77%, средний 23%, высокий уровень отсутствовал.

Диаграмма 2 показывает, что к концу первого года обучения низкий уровень развития речи уменьшился до 56%, а средний вырос до 43%

Диаграмма 3 показывает, что к середине учебного года в подготовительной группе повышается уровень показаний речевого развития. С низким уровнем речи остаётся 1 ребёнок, что составляет 7%. Появляется высокий уровень развития речи, что составляет 28%. У 65% средний уровень развития речи.

Диаграмма 4 показывает, что к концу обучения, при выпуске в школу,

вырос высокий процент развития речи до 49%. Средний уровень развития речи составил 51%. Низкий уровень развития речи отсутствует.

Следовательно, совместная работа специалистов ДОУ и родителей воспитанников логопедической группы дала эффективный результат.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособие Н. В. Нищевой "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики". Во всех возрастных.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп
Опубликовано: 16 ноября 2012 в 14:18
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...