МААМ-картинки

Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями

Ольга Карпова
Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями

В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Публикация «Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями» размещена в разделах

Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна. Это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу.

Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают в детском возрасте и характеризуются нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящим к нарушениям социального взаимодействия.

Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорного восприятия. Как отмечают О. С. Никольская и ее коллеги, развитие восприятия ребенка с РАС сопровождается нарушением ориентировки в пространстве, искажением целостной картины реального предметного мира, а также изощренным вычленением отдельных ощущений собственного тела и звуков, красок или форм окружающих вещей.

Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Т. к. для успешной инклюзии и образования детей с РАС необходимы специальные условия, то в нашем дошкольном учреждении была разработана Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.

Цель Модели - создание условий для обогащения чувственного опыта ребенка с РАС, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, при использовании различных игровых технологий.

Задачи:

1. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

2. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память).

3. Расширять и обогащать словарь ребенка.

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

6. Обеспечение положительной социальной адаптации и развития детей с РАС.

Погружение “особого ребенка” в образовательную среду стало возможным при проведении особых структурных реорганизаций. Результатом стало следующее:

- помимо групп общеразвивающей направленности на базе нашего дошкольного учреждения функционирует структурное подразделение «Лекотека», посещение которого детьми с особыми образовательными потребностями стало первой ступенью на пути к социализации.

- открыты две «ресурсные группы» кратковременного пребывания для детей с РАС в возрасте от 2 до 6 лет, что стало второй ступенью по созданию Модели реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.

Образовательная деятельность в «Ресурсной группе» осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного поведенческого анализа.

Функционирование «Ресурсной группы» предусматривает:

-организацию специального пространства для воспитанников с РАС;

-организацию специального режима пребывания воспитанника в образовательной организации;

- организацию специальной развивающей предметно – пространственной среды для воспитанников с РАС;

- организацию рабочего места воспитателя;

На каждого ребенка был разработан индивидуальный маршрут коррекции сенсомоторного развития, который реализуется не только в ДОО, но и дома.

Т. к. развитие ребенка осуществляется только в игре, то перед нами встала задача создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, которая способствует обогащению сенсорных впечатлений детей с РАС и положительной социализации. В ДОО создана мульти - сенсорная интерактивная среда, которая включает в себя все образовательное пространство ДОО.

В «ресурсной группе» созданы мини-центры сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, строительных и конструктивных игрушек, центр слухового восприятия, двигательной активности.

В музыкальном зале созданы условия для организации музыкально-ритмической деятельности, занятий, праздников и досугов, а также для осуществления индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. Наличие музыкальных инструментов для детского оркестра способствуют развитию чувства ритма, такта и слухового восприятия.

Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем. В нем проводятся: утренняя гимнастика, занятия, индивидуальная и подгрупповая работа. Здесь решаются такие задачи, как: укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способностей к восприятию и передаче движений.

Предметная среда интерактивного развивающего комплекса организована по зонированно–модульному принципу. Деятельность интерактивного развивающего комплекса основана на сенсомоторном развитии дошкольника. Мы подобрали оборудование для всех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования. Деятельность комплекса ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с обязательным сопровождением педагога-психолога и при необходимости учителя-логопеда.

В кабинете учителя-логопеда, в котором также имеются необходимые диагностические материалы и оборудование, осуществляется коррекционно-образовательная работа.

Изостудия оснащена необходимым инструментарием для групповой и индивидуальной деятельности с детьми, демонстрационным и раздаточным материалом. Здесь осуществляется художественно эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников.

Сенсорная комната оснащена следующим оборудованием: аккустическая тактильная панель, установка для ароматерапии «Эфа», световой стол для рисования песком, сенсорная тропа, дидактический модуль «Пертра», различные дидактические игры, конструкторы, мягкие модули. В зоне психологической разгрузки расположены фибероптические панели, потолок «Звездное небо», каскадирующий фонтан.

Совместная деятельность с детьми в сенсорной комнате осуществляется в соответствии с методом сенсорной интеграции, который основан американским трудотерапевтом Джин Айрес. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность.

Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах.

Таким образом, основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется по следующим направлениям: группы общеразвивающей направленности, Лекотека для детей с ОВЗ, «ресурсная группа» для детей с РАС. Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии со всеми участниками образовательного процесса строится следующим образом :

1. Мы поддерживаем идею единой темы планирования во всех возрастных группах. Это удобно, поскольку планирование охватывает всю деятельность Организации, позволяет проследить преемственность работы с детьми от младших до старших групп, организовать совместные межгрупповые мероприятия в контексте темы недели.

2. В планировании прослеживаются двухуровневые задачи, что обусловлено особыми образовательными потребностями детей.

3. Комплексно-тематический план расписан по неделям, обозначена тематика недель;

4. Цикличность тем способствует углублению знаний детей по темам в каждой возрастной группе от простого материала к более развернутому;

5. Выведено примерное содержание деятельности по всем возрастным группам; подбор тем осуществлен с учетом принципа природосообразности. Разработана модель планирования, которая носит смешанный характер, когда лексические темы, сочетаются с новыми событиями и праздниками по принципам событийности и креативности (по выбору педагогов).

6. Классифицированы игровые технологии в зависимости от вида группы.

Использование игровых технологий в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО осуществляется в различных формах совместной деятельности с детьми :

1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию

2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия

3. В продуктивной деятельности: играх с водой, песком, крупой, конструировании, рисовании, лепке.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи, по музыкальному воспитанию, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

Игровая деятельность организуется в форме игрового сеанса.

Во время игрового сеанса у детей с РАС возникают разнообразные ощущения :

– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком.

Инклюзия в группы общеразвивающей направленности происходит в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом воспитаника.

Однако большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому необходимо научить родителей видеть малейшие изменения и сдвиги в поведении и развитии ребенка, фиксировать их, обсуждать и двигаться дальше вперед. Разработанная Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО» предполагает различные формы сотрудничества с семьей по формированию психолого-педагогической компетенции относительно развития сенсорного восприятия детей с РАС:

- информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, информационные стенды,

- обучающие (семинары-практикумы,

- исследовательские (анкетирование, тестирование)

Не остаются без внимания совместные праздники и проекты.

Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции различных видов деятельности, использованию различных игровых технологий достигается высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей, их позитивной социализации.

Данная Модель имеет практическую значимость и является актуальной в решении современных воспитательно - образовательных задач для детей с РАС, обеспечивает равные возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Список литературы:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.

3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009

4. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013

5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М. : АРКТИ, 2009. – 88 с.

6. Янушко Е. «Игры с аутичным ребенком» М., Теревинф, 2004

Публикации по теме:

«Использование проектной технологии в работе с детьми и родителями» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему (1слайд) «Использование проектной технологии в работе с детьми.

Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Содержание 1. Особанности.

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Использование игровой технологии Воскобовича в образовательном процессе детского сада Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игру как метод обучения,.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Конспект образовательной деятельности с использование игровой технологии в младшей группе «Знакомство с коровкой» КОНСПЕКТ Воспитатель Кондратьева Людмила Ивановна Цель: Познакомить с коровой и телёнком, их отличительными особенностями. Развивать.

Использование технологии «Тестопластика» в работе с детьми ОВЗ Существует множество современных технологий, которые используются в практической деятельности. Мир, в котором живет и воспитывается ребенок,.

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Консультация «Занятия по аппликации и конструированию с дошкольниками с особыми образовательными потребностями» Занятия по аппликации и конструированию в системе воспитательной работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Коррекционно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 22:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД