Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Щ»

Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Щ»

Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Щ». Познакомить с печатным написанием буквы «Щ». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Щ» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 34) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Щ“» размещена в разделах

Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей,дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.

Предварительная работа: Чтение слогов, составление предложений по предложенным схемам.

Ход

Организационный момент:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?

- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

-Рома, произнеси гласные звуки.

-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)

- Кирилл, назови согласные звуки.

-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)

-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)

-С каким новым звуком и буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете из стихотворения.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

-Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении (Звук Щ)

- Правильно!К нам пришла ещё одна буква Щ, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Щ и поможем ей найти своё место в домике.

Артикуляция и характеристика звука Щ.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Щ, давайте с вами расскажем,

- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы выдвинуты вперед)

- зубы не смыкаются.

- где находится язык? (язычок приподнят к альвеолам, образует с ними щель)

- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Щ глухой)

- Так какой же звук Щ? (согласный). Почему?

- Звук Щ звонкий или глухой? Почему?

- Запомните звук Щ всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.

- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Щ], слог со звуком [Щ], слово со звуком [Щ].

Щ, С, Щ, Т, Щ, Щ, П, К, Щ, З, Д, Щ

ЩА, ПА, ЩУ, ТИ, ЩИ, СЯ, ЩЕ

ЩЕКА, ПАЛКА, ЛЕЩ, ЧАЙНИК, ЩЕНОК, ОВОЩИ, ПАЛКА, КЛЕЩИ

Показать букву «Щ» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

«Ш» и «Щ» родные сестры,

Но у «Щ» есть хвостик острый.

Работа с раздаточным материалом

- Ребята, найдите букву Щ среди других букв в своих кассах.

- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Щ). Дети пишут букву Щ указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Физминутка «Волны плещут»

Волны плещут в океане (машут руками изображая волны)

Что там чудится в тумане (Вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей (Руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей (Приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем (Ходьба на месте)

Мореходов поджидаем (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны, ищем ракушки)

И сжимаем в кулачке.

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать (Приседания)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Потянуться)

Чтение слов. Фонематический разбор

- Что изображено на картинке (Ящик)

- Разложите в квадраты условные обозначения.

- Какой первый звук в слове ящик?

- Какую фишку положили? Почему? И т.  д.

Я-гласный

Щ-согласный, глухой, мягкий

И-гласный

К-Согласный, глухой, твердый

Выставляю следующую картинку.

- Какой первый звук в слове щенок?

- Какую фишку положили? Почему? И т.  д.

Щ- согласный, глухой, мягкий

Е- гласный

Н- Согласный, звонкий, твердый

О- гласный

К- Согласный, глухой, твердый

Итог:

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [л]» Цель: Познакомить с буквой Л. Задачи: -Знакомство с буквой «Л» ; -Закреплять звуки «Л» «ЛЬ», условным обозначением. -Выделять заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Щ»
Опубликовано: 13 июля 2023 в 15:16
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД