Папки-передвижки

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС

Мария Клочкова
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам известно, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть : содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

Но как все эти условия совместить и реализовать на практике, создать для детей грамотное игровое пространство? Ведь развитие дошкольника осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Наш детский сад №14 совместно с доцентом кафедры развития ребенка младшего возраста Юлией Валерьевной Илюхиной решили попробовать воплотить в жизнь идею создания новых условий, соответствующих ФГОС, для детей на примере подготовительной группы

Публикация «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах

В подавляющем большинстве случаев среда, которая окружала детей в ДОУ до модернизации, создавала атмосферу именно учреждения с командно-административной системой управления.

В помещении, предназначенном для пребывания детей, все было жестко зонировано, где детям позволено заниматься какой-то определенной деятельностью; на все остальные виды деятельности в этой «зоне» накладывается запрет. Групповая комната традиционно представляла собой помещение прямоугольной формы (обычно его габариты 6x9 или 7,2 х 7.2 кв. м, по периметру которого располагалась мебель или встроенное оборудование. Исключение периметрального расположения мебели составляла, как правило, зона с детскими столиками для занятий, игр детей и приема пиши.

Такая организация пространства усугублялась еще и правилом, для ребенка не находится пространства, которое принадлежало бы лично ему, кроме, шкафчика в раздевалке, в котором полагается вешать «уличную» одежду. Очевидно, именно поэтому дети так часто стремились в раздевалку поиграть около своего шкафчика и нередко забирались в него, прячась там. В это учреждение ни ребенок, ни взрослый не хотел приносить свои личные вещи. Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствовала среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель - вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми : «Делай, как я!». Центром педагогического процесса здесь являлись фронтальные формы работы с детьми и, прежде всего, занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавлялась в угоду внешнему порядку. Игра как основной вид детской деятельности ущемлялась по времени и жестко регламентировалась взрослыми. Такая модель не имеет права на существование. В соответствии с ФГОС ДО заложена личностно-ориентированная модель, которая, по сути, меняет предметно-развивающую среду.

Во время переделки мы ставили цель произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы при минимальных материальных затратах.

После модернизации развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Принцип нашего построения новой предметно-пространственной среды в группе основан создании социальной ситуации развития ребенка. Рассмотрим теперь модернизацию подробнее. Физкультурно-оздоровительный центр, который находился при входе в группу был достаточно мал по площади, поэтому этот центр мы перенесли в раздевальное помещение. Это позволило детям чаще играть, используя спортивный инвентарь, самостоятельно организуя игровое пространство.

Для обратной связи с родителями мы разместили магнитно-маркерную доску, где воспитатели сообщат важную информацию для родителей, а родители пишут свои предложения.

Для каждого воспитанника мы разместили портфолио на подставке для книг на шкафчиках. Это стало удобно для родителей. Они могут просматривать рисунки своего ребенка, не тратя времени на поиск в общей стопе работ.

На освободившемся месте физкультурно-оздоровительного центра мы разместили палаточный городок. Он представляет собой штанги у стен, на которые дети могут самостоятельно закрепить ткань на липучках. Это многофункциональный центр, так как дети могут создать, зону для сюжетно-ролевых игр, построить место уединения, использовать его для эмоциональной разгрузки.

Центральной постройкой стало возведение многофункционального подиума. Мы закрыли выступающую часть батареи декоративной панелью и сделали ниши под игрушки. Для воспитанников пошили индивидуальные кармашки и разместили на штанге. Каждый воспитанник совместно с родителями дома украсил его по собственному смотрению. Теперь это место хранения личных вещей, игрушек ребенка, которые он принес из дома. Это добавляет личного пространства каждому ребенку. На подиуме предусмотрены системы хранения в виде ниш и 2 ящиков, где ребята хранят свой автопарк, конструкторы, дидактические пособия. Ранее

в группе был экологический центр. Он был неудобен тем, что занимал достаточное количество места группы. Ребята не доставали до верхних горшков с цветами, чтобы полить их. Мы разобрали эту подставку для цветов на полочки – круги, из которых изготовили пособия. Цветы мы переместили на другую полку, установленную на уровне детей. Теперь им удобнее ухаживать за растениями. Часы опустили ниже, чтобы ребята чаще обращали внимание на них. Погодные условия и температурный режим ребята устанавливают самостоятельно из собственных рисунков. А в бывшей экологической зоне мы разместили центр самообслуживания: изготовили стол самообслуживания и стенд меню. Стол разделен на 3 зоны. Ребенок, после обеда, счистив остатки пищи в ведро, стоящее рядом со столом, ставит глубокую тарелку на желтый круг, а плоскую – не зеленый. Ложки, вилки, ножи складывают в соответствующую корзиночку. После принятия пищи дежурные убирают салфетницы на синие прямоугольники. Таким образом, ребята с удовольствием приобретают элементарные навыки самообслуживания. Для стенда с меню ребята нарисовали блюда, которые присутствуют в 10-дневном меню. Теперь дежурные ежедневно размещают эти картинки на стенде, соответственно меню дня. Под столом самообслуживания находится столик для детей на тот случай, если количество детей в группе увеличится.

Комплекс центров сейчас состоит из опытно-экспериментального музыкально-театрального, и литературного центров, последний расположен на колесиках. Верхняя его полка имеет возможность смены экспозиции в соответствии с тематикой недели. Таким образом обеспечивается полифункциональность среды.

В центре продуктивной деятельности мы подвесили рулон бумаги на штанге. Дети проводят здесь много времени, создавая общие групповые рисунки, рисуя карандашом, краской, пластилином. На натянутой леске мы разместили выставку детских работ, что стимулирует активность детей в этом направлении. Ребятами движет желание украсить группу своими работами.

С небольшого стеллажа мы сняли заднюю стенку, укрепив мебельными уголками жесткость конструкции. Развернули перпендикулярно стене, обеспечив двусторонний подход к ней. Теперь это часть сюжетно-ролевой зоны. Игры в аптеку, магазин, почту теперь легче организовать, это копирует нашу сегодняшнюю социальную ситуацию.

Пространство для сюжетно-ролевых игр увеличилось. Ранее оно было ограничено. Рядом с зоной дома размещен столик для игры в салон красоты, парикмахерскую, за которой расположены на штанге костюмы различных профессий. Это обеспечивает доступность костюмов для детей, свободный подход к ним.

Из двух обычных стеллажей мы создали многофункциональные конструкции. Один из них мы установили на колеса. Он выполняет функцию мобильного книжного уголка. Другой такой стеллаж мы полностью разобрали, и каждую полочку аналогично установили на колеса. Мобильная площадка по ПДД совместно с дидактической игрой по теме создают дидактическое пособие для игр по ПДД. Экологическая площадка, на которой расположены различные экологические зоны также стала подвижной платформой для игр с коллекцией животных. Все эти пособия размещаются под групповой мебелью, а также в нишах подиума, что экономит пространство.

Ребята на детском совете обсудили введение новых правил группы с воспитателем и оформили на рисунках:1. Не бегать по группе (есть физкультурный зал, уличные площадки для этого) 2. Нельзя кричать и перебивать другого. 3. Поиграл – убери 4. Уважай чужую игру. 5. Не мешай другому.

Получившаяся среда стала не только развивающей, но и развивающейся. Мы будем продолжать совершенствовать ПРРС дальше: планируем пополнить группу конструкторами различных видов и материалов. Теперь наши детские советы проходят в новых условиях и воспитывают современных, инициативных дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС  .

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с принципами ФГОС ДО Принцип "Насыщенности". Работа над РППС группы. Возраст детей 5-7 лет. 1. Ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада всегда был очень важен. С введением Стандарта дошкольного образования.

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 2. С учетом современных требований к предметно-пространственной среде я пересмотрела подход.

Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОССоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Авторы: Семенова Е. С, Матвеева А. С. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В нашу.

Справка Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО.Справка Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинска СПРАВКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС
Опубликовано: 11 сентября 2017 в 20:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД