Получи документы

Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Ляйля Исмагилова
Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Сатышевский детский сад “Кояшкай” Сабинского муниципального района

Республики Татарстан”

Моя педагогическая

находка.

«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель 1 кв. категории

Исмагилова Л. Р.

.

Публикация «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Моя педагогическая находка - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», то есть использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы. (с детьми 4-7 лет).

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и телефона. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Наша задача - научить детей правильно произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала тему опыта работы - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности.

Цель использования мнемотехники : научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, правильно построить предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание.

Я поставила перед собой следующие задачи:

- Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;

- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания, правильно составить предложения;

- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь : учить последовательности, логичности.

- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;

- Обучать детей правильному звукопроизношению, быстрому разучиванию стихотворений, развитию памяти, мышления.

- Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание). На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Надо начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И изображение обязательно должно быть цветным. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что на них изображено.

Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы доступны для старшего дошкольного возраста. Мнемотаблицы используются с целью:

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании загадок;

- При пересказе текстов;

- При составлении описательных рассказов.

Этапы использования мнемотаблиц :

1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.

2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

4 этап. Пересказ или рассказывание без опоры на символы (образы).

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.

Разучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств - зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Разучивание чистоговорок, скороговорок, загадывание загадок с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек помогает правильному звукопроизношению, обогащению словарного запаса детей.

Пересказ сказки с помощью этой техники.

Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их.

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем сами с детьми, придумываем вместе, сообща.

Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная, правильная, грамматически построенная речь, хорошая память является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами для всех возрастных групп.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2023 в 19:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД