Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений

Елена Викторовна Косторнова
Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений

В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В качестве диагностического инструмента был использован модифицированный опросник ОДРЭВ, разработанный Е. И. Захаровой, позволяющий выявлять выраженность характеристик эмоциональной стороны взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений, раскрывающих выраженность характеристик эмоциональной стороны взаимодействия у родителей: понимание причин этого состояния; безусловное принятие; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка.

Результаты исследования

Характеристики эмоциональной стороны детско-родительских отношений положительные

ответы

отрицательные ответы

2013-

2014 2014-2015 2015-2016 2013-

2014 2014-2015 2015-2016

1. Понимание причин этого состояния 3.9 3.3 3.0 2.1 2.5 3.8

2. Безусловное принятие 3.84 4.5 3.3 2.3 1.8 2.2

3. Эмоциональный фон взаимодействия 3.66 4.3 4.4 2.25 2.1 1.3

4. Эмоциональная поддержка 3.86 4.8 4.6 2.33 2.0 1.5

5. Ориентация на состояние ребенка 3.22 3.2 3.0 2.5 2.3 2.8

6. Способность воздействовать на состояние ребенка 3.78 4.5 3.1 2.5 2.1 3.6

Средний балл 3.71 4.1 3.6 2.33 2.1 2.5

Анализ исследования:

Анализ эмоциональной стороны детско-родительских отношений показал, что родители способны воспринимать состояние ребенка и понимать причины данных состояний, а также способны к сопереживанию. Анализ полученных данных показывает, что родители легко распознают эмоциональное состояние своего ребенка. Показатели характеристики - понимание причин состояния ребенка (3,0) у родителей стали ниже. Из этого следует, что родители чувствительны к эмоциональному состоянию детей, но не всегда могут понять причины различных эмоциональных переживаний, способны сопереживать своему ребенку.

Эмоциональное принятие отражает характер реагирования взрослых на то или иное состояние ребенка и раскрывается с помощью следующих характеристик: безусловное принятие (3,3); преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (4.4). Все вышеперечисленные характеристики имеют высокие показатели. Это свидетельствует о том, что взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста характеризуется положительными чувствами, наличием эмпатии, благоприятным эмоциональным фоном, принятием ребенка и положительным отношение к себе как к родителю.

Поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, представлены; оказанием эмоциональной поддержки (4.6); ориентацией на состояние ребенка при построении взаимодействия (3,0); умением воздействовать на его состояние (3,1). Из данных показателей следует, что родители достаточно хорошо знают особенности ребенка, умеют распознавать его состояние, понимают его чувства. Но с некоторыми родителями необходимо провести индивидуальные беседы. Однако ряд характеристик, показатели которых получили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной. Например, на фоне представлений родителей о высокоразвитой способности распознавать эмоциональное состояние ребенка, настораживает низкая степень их ориентации это состояние при построении взаимодействия – показатель по данной шкале получил самое низкое значение (3,0). Можно предположить, что хорошо понимая состояние ребенка, родители не всегда учитывают его, а гораздо чаще ориентируются на собственное состояние, настроение и требования. Возможно, это происходит в силу того, что движимые идеей воспитания, родители часто недооценивают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Средние показатели отмечаются у родителей и по таким шкалам, как эмоциональный фон (4.4, умение воздействовать на состояние ребенка (3,1). Из чего следует, что, не всегда понимая и разделяя чувства ребенка, родители редко выражают солидарность детским проблемам, не видят необходимости и не умеют помочь в их решении. Они считают себя достаточно компетентными, хорошо понимающими причины состояний ребенка, однако не умеющими воздействовать на них.

Таким образом, высоко оценивая свою способность воспринимать состояние ребенка (максимальный балл, родители не ориентируются на состояние ребенка в ситуации взаимодействия (минимальный балл). В целом взаимодействие в диаде складывается благоприятно, о чем свидетельствует положительный эмоциональный фон. Однако явно прослеживается тенденция воспринимать ребенка в качестве объекта воздействия, подчинять его личным планам и собственному настроению, не воспринимая его как равноправного партнера взаимодействия. Причем игнорирование эмоционального состояния ребенка происходит не в силу испытываемых родителями сложностей распознавания этого состояния, а под влиянием убежденности в необходимости осуществления своей воспитательной функции.

Таким образом, изучение эмоциональной стороны взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста позволило выявить как положительную, так и отрицательную сторону данных характеристик. Данные, полученные в процессе исследования, позволяют утверждать, родители чувствительны к эмоциональному состоянию детей, понимают причины эмоциональных переживаний ребенка и способны сопереживать ему. Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста характеризуется положительными чувствами, наличием эмпатии, благоприятным эмоциональным фоном, принятием ребенка и положительным отношение к себе как к родителю. Негативным моментом является нежелание родителей учитывать эмоциональное состояние ребенка, преобладающая ориентация на собственное состояние, настроение и требования. Не всегда родители, понимая и разделяя чувства ребенка, выражают солидарность детским проблемам и не всегда умеют помочь в их решении.

Рекомендации:

Ознакомить воспитателей группы с результатами исследования и рекомендовать темы для обсуждения на родительском собрании.

Провести индивидуальные консультации с родителями. В некоторых семьях улучшить рефлексию взаимоотношений родителей и ребенка.

Сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Коррекция детско-родительских отношенийКоррекция детско-родительских отношений Воспитание детей часто осуществляется нерегулярно, стихийно. Причина педагогических неудач родителей: неподготовленности к воспитанию,.

Оптимизация детско-родительский отношений. Оптимизация детско-родительских отношений. Ни для кого не секрет, выстроить со своим чадом конструктивные взаимоотношения не просто, парой.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место.

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!»Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!» Составитель: Самсоненко Е. И. Место проведения: МБДОУ №49 "Золотой петушок" г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка». Цель:.

Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность.Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность. Укрепление детско - родительских отношений через совместную деятельность. Мысленно еще ни раз хочется возвратиться к очень теплому, красочному,.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 11:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Изготовление платковой куклы»
Уважаемые коллеги! Представляем ашему вниманию мастер-класс по изготовлению платковой куклы для театрализованной деятельности с детьми дошкольного...
Фотоотчет. Экскурсия в библиотеку «Правила движения достойны уважения»
Фотоотчет. Экскурсия в библиотеку. Тема: «Правила движения достойны уважения». Недавно мы посетили центральную детскую библиотеку. Сотрудники...
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Вышла курочка с цыплятами...
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Вышла курочка с цыплятами гулять» Цель: 1. Продолжать знакомить детей с внешним видом,...
«Строим мост из бумаги для машины». Экспериментальная деятельность детей
Цели: - изучение с детьми свойств бумаги; - формировать у детей желание экспериментировать и больше узнавать; - развивать у детей логическое...
Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией». Задачи:  передать опыт работы по...