Лучший педагог года

Музыка и развитие речи ребенка

Лидия Гриб
Музыка и развитие речи ребенка

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Латненский детский сад «Родничок» общеразвивающего вида

Семилукского Муниципального района Воронежской области.

«Музыка и развитие речи ребенка

Подготовил:

Музыкальный руководитель : Гриб. Л. Н.

Публикация «Музыка и развитие речи ребенка» размещена в разделах

Недавно меня заинтересовал вопрос, развивается ли речь ребенка с помощью музыки? И возможно ли это?

А так как в последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, то эта тема становится актуальна.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь имеет интонационную природу: голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Слыша музыку, ребенок непроизвольно начинает пританцовывать под музыку, подпевать ей, использовать различные жесты и мимику.

Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Итак, музыка и речь. Что музыкальные занятия дают для речевого развития ребенка?

Основная задача музыкального воспитания : воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

На занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, пальчиковые игры,логоритмика,игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

Виды музыкальной деятельности :

1) Слушание музыки

2) Пение

3) Музыкально-дидактические игры

4) Музыкально-ритмические движения

5) Игры на детских музыкальных инструментах

Это основные виды музыкальной деятельности, но кроме них есть еще и вспомогательные виды музыкальной деятельности, для развития речи.

Это: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, логоритмические игры.

Речь и слушание музыки.

Б. В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим».

Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

В своей работе по слушанию, мы сталкиваемся со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность включаем задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Мною замечено, интерес детей повышается, если произведения объединены общим рассказом или принадлежат творчеству одного композитора. Например: П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» или «Шалун» О. Бера, «Капризуля» В. Волкова, «Резвушка» В. Волкова.

После прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, обязательно предлагаю детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, образ, свои чувства, свое отношение к музыке. Например: «Страшилище» В. Витлина и «На слонах в Индии» А. Гедике, «Марш гусей» Бина Канада и «Танец дикарей» Ёсинао Нака.

Речь и пение.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках ( например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.

Речь и артикуляционная гимнастика.

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка ( например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих способностей детей.

В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного и постепенно увеличивая темп.

Речь и дыхательная гимнастика.

Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева. Мы используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

Дыхательная гимнастика формирует правильное дыхание, что развивает легкие и способствует лучшей циркуляции крови в организме (дает оздоровительный эффект) и тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для речевых детей.

Речь и пальчиковые игры.

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

В нашем детском саду организацию работы по развитию мелкой моторики средствами музыкально – пальчиковых игр мы осуществляем через программу по музыкальному воспитанию «Ладушки». Программа в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры на каждом музыкальном занятии.

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии.

Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

Виды пальчиковой гимнастики:

1. Игры-манипуляции:

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Речь и музыкально-ритмические движения.

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, представляют собой единое целое для ребёнка.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная, координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и логоритмика.

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп).

В логоритмические занятия включаются:

1. ходьба и маршировка в различных направлениях;

2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;

4. упражнения, активизирующие внимание и память;

5. счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;

7. пение;

8. упражнения в игре на музыкальных инструментах;

9. самостоятельная музыкальная деятельность;

10. игровая деятельность;

11. упражнения для развития творческой инициативы;

12. упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;

13. речедвигательные упражнения;

14. танец и пантомима.

Речь и Музыкально-дидактические игры.

Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций!

Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка.

Музыкально-дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух

Перечень дидактических игр: «Сколько нас поет», «Кто в домике живет». «Весело и грустно», «Чьи детки» «Волшебный волчок», «Определи по ритму» «Музыкальная лесенка», «Тучка и солнце»

Речь и Игра на детских музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности. Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость,скованность.

Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.

Извлекая звук, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки, что развивает мелкую моторику детей. Овладев умением играть на инструментах имеющих звукоряд, у детей очень развивается слух – это важно для активизации речи ребенка.

Для успешной работы с детьми, в музыкальном зале создана развивающая среда : подобраны инструменты («Музыкальная горка», различные виды театров, игрушки, пособия, игры,марионетки, театр «Рукавичка» Театр игрушек, «Би-ба-бо» .

Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации, проводятся утренники, различные праздники

Организованы музыкальные уголки во всех возрастных группах ДОУ.

Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка-это язык чувств.» В. А. Сухомлинский

«Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»

Карл Вебер

Список используемой литературы:

1. Бутусова Н. Н. «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения» : Учебно-методическое пособие. СПб. Детство. Пресс 2012г.

2. Анисимов В. П. «Теория и методика музыкального развития дошкольников». Тверь: Тв ГУ, 2007.

3. Арановский М. Г.» Проблемы музыкального воспитания. Сборник статей. Мышление, язык, семантика». — М: Музыка, 1974.

4. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Т. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи». СПб. 2000.

5. Бодина Е. А. «Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции реализации». Дисс. докт. наук; М., 1992.

6. Боромыкова О. С. «Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением : Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи» – СПб. Детство-пресс; 1999.

7. Виноградов Л. В. «Развитие музыкальных способностей у дошкольников». СПб: Реч. Образовательные проекты; М. Сфера 2009.

8. Егорова И. В. «Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания». Диссертация канд. пед. наук, СПб, 2005.

Железнова Е. «Пальчиковые игры для малышей». «Веселые пальчики» (2-6 лет) Е. Железнова, С. Железнов; Изд. Новый диск, 2005.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. Это.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка и развитие речи ребенка
Опубликовано: 31 июля 2021 в 11:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД