Папки-передвижки

Музыкальная гостиная «Сказочный образ бабы Яги»

Валентина Павлова
Музыкальная гостиная «Сказочный образ бабы Яги»

На РМО музыкальных руководителей

Музыкальная гостиная

Сказочный образ Бабы Яги

подготовила

Павлова Валентина Александровна

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад № 23 «Колокольчик» пос. Нового

2012год

Образовательная область : эмоционально – развивающая,

Вид: интегрированная,

Тема: «Сказочный образ Бабы Яги».

Форма проведения: музыкальная гостиная.

Цель: формировать представление о сказочном образе Бабы Яги.

Публикация «Музыкальная гостиная „Сказочный образ бабы Яги“» размещена в разделах

Задачи:

- развивать умение определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

- совершенствовать умение различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;

- активизировать умение сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;

- формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

- развивать мышление, воображение, творческие способности.

- приобщать детей к «золотому фонду» классической музыки.

Предварительная работа: знакомство с произведениями В. Васнецова; рисование на темы: «Лукоморье» «Избушка на курьих ножках»; прослушивание музыкальных произведений по темам: «Сказочные персонажи», «Юмор в музыкальных произведениях».

Материалы: художественные произведения: «Руслан и Людмила» (А. Пушкин, «Народные русские сказки» (А. Афанасьев, музыкальные произведения : «Баба Яга» (П. Чайковский, А. Лядов, «Избушка на курьих ножках» (М. Мусоргский); изобразительные : «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); клубок, свечи, перо с чернильницей, портреты композиторов и художников, краски, карандаши, альбомная бумага, музыкальные инструменты.

Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка».

М. Р. – Ребята, я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. У нас сегодня гости. Давайте. поздороваемся с гостями.

Дети – Здравствуйте!

М. Р. – А теперь пройдите на стулья. Тема нашего занятия – «Сказочный образ Бабы Яги». Назовите мне, пожалуйста, сказочные предметы, которые помогают людям.

Дети – Я знаю сказочный предмет наливное яблочко, живая и мёртвая вода, ковёр – самолёт, волшебное зеркальце, шапка – невидимка, волшебная палочка, волшебный клубок, скатерть – самобранка.

М. Р. – Правильно. Скажите, а для чего в русских народных сказках использовали клубок?

Дети – В сказках клубок использовали для того, чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.

М. Р. –Правильно. Давайте, и мы попросим наш клубок показать нам дорогу. Катись, катись клубок, покажи нам дорогу (катится к столу с книгой). Посмотрите, какая красивая книга! В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети – Да!

М. Р. – Я тоже люблю сказки. Сказки придумывались русским народом давным – давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали?

Дети – Мамы и бабушки рассказывали их своим детям, а дети – своим детям, позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы.

М. Р. – Правильно. А ещё сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила».

Читает стихотворение «Лукоморье» под музыку М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», потом демонстрирует картины В. Васнецова «Избушка на курьих ножках», И. Билибина «Баба Яга».

М. Р. – Посмотрите, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобразить в мультфильмах. Но и представить в произведениях живописи. Подойдите к столам и внимательно рассмотрите иллюстрации. Их нарисовали к сказкам художники – оформители.

А вот картина, она называется «баба Яга», и написал её известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник?

Дети – Художник передал таинственное, настороженное настроение, сказочное и нереальное.

М. Р. – Давайте, посмотрим, как, художник добился этого Какой лес изображён на картине?

Дети – На картине лес дремучий, густой, страшный.

М. Р. – Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнётся, птица не пропоёт, зверь не пробежит. Этот лес сразу создаёт настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказочность, необычность избушки?

Дети – Художник использует краски тё мных тонов: чёрную, серую, коричневую.

М. Р. – Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках?

Дети – В русских народных сказках характер Бабы Яги обычно злой, коварный, страшный, невежественный, нервный, противный.

М. Р. – Сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались многие композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба Яга» (слушают). Что вы можете сказать о прослушанной музыке?

Дети – Музыка страшная, нервная.

М. Р. – Какой в ней изображена Баба Яга?

Дети – Баба Яга хитрая, нахальная, злая. Я считаю, что она нелюдимая.

М. Р. – Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. Давайте, послушаем пьесу ещё раз (слушают). Слушайте, вот Баба Яга еле идёт, ковыляет (слушают дальше). А сейчас она ворчит, что – то замышляет, колдует (слушают дальше). А вот появляются резкие звуки, - это Баба Яга улетает, поднимается всё выше и выше. Какие предметы Баба Яга использует для передвижения?

Дети – Обычно Баба Яга летает в ступе, или на метле.

М. Р. –А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит (слушают). А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге писал музыку не только П. Чайковский, но и другой русский композитор. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром (слушают). Какой композитор написал эту пьесу?

Дети – Эту пьесу написал композитор А. Лядов.

М. Р. – Из скольких частей она состоит?

Дети – Пьеса состоит из трёх частей.

М. Р. -. Какую часть вы сейчас прослушали?

Дети – Мы прослушали вторую часть.

М. Р. - Как выдумаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке? С каким характером?

Дети – В этой музыке Баба Яга то добрая, то злая. Она замышляет какие – то проделки.

М. Р. – В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. В ней одна часть. А теперь давайте исполним эту пьесу вместе с оркестром на детских музыкальных инструментах.

Дети вместе с оркестром исполняют произведение.

М. Р. – Понравилось вам ваше исполнение? Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания, интонацию. Мы уже говорили, что по сказкам снимают фильмы. Посмотрите отрывок одного из них. Кого вы увидели, какая Баба Яга здесь?

Дети – В этом фильме Баба Яга злая колдунья, коварная и страшная.

М. Р. – Давайте посмотрим ещё один отрывок из мультфильма. Что можно сказать об этой Бабе Яге?

Дети – Баба Яга не страшная. Она проказничает, но не со зла.

М. Р. – Молодцы! Вы верно подметили, что Баба Яга из мультфильма совсем не злая, а даже наоборот весёлая и забавная. Я хочу рассказать ещё об одном композиторе. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках». А история создания её была такова: композитор был на выставке у своего друга Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по – настоящему чувствует, когда её никто не видит. Давайте, послушаем эту пьесу и увидим, как её исполняет музыкант.

Дети смотрят видео и слушают.

М. Р. – А теперь давайте попробуем изобразить Бабу Ягу. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда должна появиться Баба Яга. Что она делает (дети импровизируют). Скажите, для какого инструмента написана эта музыка? Правильно, для фортепиано. А на каком инструменте исполнял её музыкант? (на рояле). А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула, перед ней появилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает, да как закричит: «Фу – фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?»

- А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трёх музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

Дети – Я считаю, в пьесе А. Лядова. В его музыке интонации грозные, резкие. Музыка звучит то громко, то затихает. А я думаю, в музыке П. Чайковского, характер его произведения стремительный, резкий.

М. Р. – Мне нравится ход ваших рассуждений, вы верно почувствовали интонацию, характер данных произведений.

Воспитатель – ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музыкальных произведениях и произведениях живописи, как изображали её поэты, сказочники. А теперь я предлагаю подойти к столам. Вы видите здесь кубики и детали картинок с образом, Бабы Яги, вам надо сложить эти кубики и картинки в единый образ.

На коврографе с помощью отдельных деталей тоже надо сложить образ бабы Яги, каким он вам запомнился. И каким вы его представили.

.

Давайте посмотрим, как сумели ребята на коврографе передать образ и характер Бабы Яги. Какая Баба Яга получилась у этих ребят?

Дети – Эта Баба Яга сердитая, недовольная.

Воспитатель – А теперь охарактеризуем Бабу Ягу у второй команды.

Дети – Эта Баба Яга добрая, она улыбается и глаза у неё весёлые.

Воспитатель – Молодцы, я с вами согласна.

М. Р. – А теперь я прошу подойти к столу. Посмотрите, какой разной видят и изображают Бабу Ягу на картинках, кубиках. Вам надо сложить образ Бабы Яги из кубиков и собрать из деталей картинок.

Воспитатель –Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь вам домашнее задание: нарисуйте дома Бабу Ягу такой, какой она вам представляется.

М. Р. – Наше занятие подошло к концу. Скажите, музыкальное произведение какого композитора вам понравилось больше всего?

Дети – Мне понравилось произведение М. Мусоргского, потому, что он очень ярко передал характер Бабы Яги – злой и коварный.

М. Р. – А какое художественное произведение вам понравилось больше?

Дети – Мне понравилась Баба Яга на картине В. Васнецова, его баба Яга страшная, настоящая.

Воспитатель – А теперь я предлагаю попрощаться с гостями и пройти в свою группу.

Дети – До свидания!

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная гостиная «Нам не забыть блокадный Ленинград»Литературно-музыкальная гостиная «Нам не забыть блокадный Ленинград» 27 января МБУК «Усольский историко – краеведческий музей». «Нам не забыть блокадный Ленинград» - литературно-музыкальная гостиная в рамках.

Музыкальная гостиная Звучит музыка. В музыкальном зале собираются родители и дети. Музыкальный руководитель Добрый вечер, уважаемые родители! Собрались мы здесь.

Музыкальная гостиная «Мы-россияне» Сценарий музыкальной гостиной «Мы – Россияне!» Цель: Воспитывать доброе отношение к родной стране, понятие о традициях, её истории, прививать.

Музыкальная гостиная «Детская музыка С. Прокофьева» Цель: Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку. Материалы и оборудование: - Мультимедийное оборудование: проектор,.

Музыкальная гостиная. «Детский альбом» П. И. ЧайковскогоМузыкальная гостиная. «Детский альбом» П. И. Чайковского Музыкальные работники нашего детского сада "Березка" подарили деткам прекрасный музыкальный праздник. Гостиная проведена с целью прививать.

Музыкальная гостиная «Домра и балалайка» для подготовительных групп.Музыкальная гостиная «Домра и балалайка» для подготовительных групп. Музыкальные гостиные проводятся в рамках проекта "В стране музыкальных инструментов" (http://www.maam.ru/users/gtsaeo).Музыкальная гостиная.

Музыкальная гостиная «Геннадию Гладкову-80 лет!» Автору музыки к популярнейшим отечественным фильмам и мультфильмам Геннадию Гладкову - 80 лет (старшие группы) В. – Здравствуйте, дорогие.

Музыкальная гостиная «Осенняя пора, очей очарование» МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ОСЕННЯЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЕ». Дети входят в зал, садятся на стулья, ведущая зажигает свечи, садится за стол. Ведущая:.

Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию П. И. Чайковского Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского. Задачи: - способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка.

Совместная деятельность «Музыкальная гостиная» Совместная деятельность «Музыкальная гостиная» составила музыкальный руководитель Т. В. Евсеева Цель: Закрепить у детей знания о русских,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальная гостиная «Сказочный образ бабы Яги»
Опубликовано: 17 августа 2015 в 21:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД