Музыкально-литературная композиция «Листая памяти страницы»

Лилия Чередник
Музыкально-литературная композиция «Листая памяти страницы»

Цели и задачи:

• воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, уважение к ветеранам.

• Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям;

• Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

• Представления об активной роли человека в жизни общества.

• Воспитание познавательной активности.

• Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.

• Развитие наклонностей к художественному творчеству.

Оборудование: реквизит по сценарию, музыкальное оформление.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

На фоне тревожной музыки

Чтец:

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо»,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая,правда не права.

Чтоб снова на планете мирной

Не повторилось той войны.

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Чтец:

Я не напрасно беспокоюсь

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила нам нужна.

Вед Добрый день, дорогие друзья!

Мы собрались сегодня накануне великого праздника - Дня Победы над фашистской Германией.

Вед:

Вторая мировая война является самой кровопролитной войной в истории человечества. В орбиту войны было втянуто 61 государство, 80% населения планеты, военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских просторах. В вооружённых силах всех стран находилось под ружьём 110 млн. человек.

Вед:

Огромную цену заплатили народы мира за победу над фашизмом. Общие потери населения всех стран планеты составили 50 млн. человек, из них 27 млн. человек – потери в войне советского народа.

Вед:

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

Вед:

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь! Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Вед:

Мы обязаны всё помнить. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Вед:

Так давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной и вспомним, как это было…

Звучит вальс, на сцену выходят девушки, парни

1пара – парень цветы дарит девушке,стоят шепчутся

2пара- кружатся в вальсе

3 пара- кружатся в вальсе

4 пара – парень догоняет девушку, она убегает, смеются.

На фоне музыки слова :

Июнь …клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето…

Вальс

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Музыка обрывается,звучит голос Левитана. танцоры застывают на сцене.

звучит отрывок песни «Священная война» танцоры покидают сцену

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

Ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов! И если по каждому из погибших в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 32 года!

Вед. Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

Вед.

Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!

Вед.

На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!

Вед.

А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно гонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Чтец.

Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Чтец.

Теплее на фронте

От ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь,

И родину слышишь Как голос за тонкой стеной.

Песня «Темная ночь»

На середине сцены стоит стул,выходит девушка в руках большая фотография

На стенке фото пылится,

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе,

Учились в одном десятом,

Всегда – как одна семья.

Такими мы были когда-то…

А в центре, представьте, я! (садится на стул)

Тихо начинает звучать фокстрот или танго 30-х.

(На фоне музыки)

Костя был нашей опорой.

Выходит Костя, встает за спинкой стула.

Он весь класс наш защищал.

Очень любил поспорить

И на гитаре играл.

Надька – душа компании…

Появляется Надя, встает рядом с Костей, они переглядываются, улыбаются друг другу.

И в школьных делах мастак.

Бывало, что на свидания

Не успевала никак.

Их звали «жених и невеста».

Они не смущались, нет.

Любовь – это всем известно –

Не знает преград и лет.

Лида с Ириной – подружки…

Держась за руки, появляются Лида и Ирина. Встают одна рядом с Надей, другая возле стула.

Вдвоем везде и всегда.

Веселые хохотушки

И не разлей вода.

А это спортсмен наш Коля!

Коля приседает возле стула перед Костей. Получается «фотография».

Колей гордится дом!

Все мысли – о футболе,

Ну а учеба – потом.

Громко звучит музыка. Стоп-кадр. «Фотография» оживает. Ребята по очереди выходят на сцену, произносят текст.

Костя. Вот так мы тогда и жили.

Экзамены шли к концу.

Коля. Девчонки платья пошили,

Чтоб каждой было к лицу.

Надя. Выпускной бал такой веселый!

Танцы и ночь без сна!

Фокстрот звучит громко и резко обрывается.

Лида. Мы успели закончить школу,

Когда началась война.

Громко звучит марш, затем становится тише.

Ирина (на фоне музыки)

Стояли мы, оглушенные,

И двинуться не могли…

Девушка. И словно завороженные

Руки свои сплели.

Все на сцене берутся за руки.

Костя. Всю ночь до утра не спали,

Вглядываясь в горизонт.

Девушка. А губы сами шептали…

Все. На фронт! На фронт! На фронт!

Коля. И нас война разметала! Всех по разным фронтам!

Шеренга дружно распадается: все одновременно меняют местоположение на сцене, кто-то встает полубоком у кулис, кто-то лицом к зрителям за стулом и т. д. На месте остается лишь Девушка – она в центре, на сцене.

Девушка.

Лидка первой погибла,

Подо Львом лежит она.

Лида уходит вглубь сцены, встает спиной к зрителям.

Ирина с Надей – чуть позже…

Ирина и Надя встают рядом с Лидой.

Потом не стало ребят…

Костя и Коля уходят вглубь сцены.

Я даже не знаю, боже,

Где они все лежат…

Девушка идет на левую половину сцены, чтобы не загораживать ребят, стоящих спиной к зрителям.

На стенке фото пылится.

И каждый день на заре

Смотрю я на юные лица…

Мы жили в одном дворе.

Такими мы были когда-то –

Последний десятый класс…

Простите меня, ребята,

Одна я живу… за вас.

Ребята стоят, не двигаясь, затем стремительно уходят в разные стороны.

Песня «Мы эхо»

На сцену выходят девушки и старшина Басков. Девушки располагаются на выбранной позиции. (раскладывают костёр, варят кашу, одна на пне сидит – пишет)Восков подходит к каждой из них и дает указания.

Восков.

Чтоб огонь был без дыма. Замечу дым – вылью в огонь все варево в тот же момент. Ясно говорю?

Лиза.

Ясно.

Восков.

Нет, не ясно, товарищ боец. А ясно тогда будет, когда у меня топор попросишь да подручных своих пошлешь сухостоя нарубить! И накажи им, чтобы тот рубили, который еще без лишая стоит. Чтоб звонкий был. Тогда дыма не будет, а будет один жар.

Девушки собираются к костру. Лиза снимает с костра котел, раскладывает кашу. Едят попарно из одного котелка. Гурвич ест с Восковым. Она не столько ест, сколько стучит ложкой по котелку.

Восков.

Напрасно стучишь, товарищ переводчик. Я тебе, понимаешь ли, не дролюшка, и нечего мне кусочки подкладывать. Наворачивай, как бойцу положено.

Гурвич.

Я наворачиваю.

Восков.

Вижу! Худющая, как весенний грач.

Гурвич.

У меня конституция такая.

Восков.

Конституция? Вон у Бричкиной такая же конституция, как у всех, а в теле. Есть на что поглядеть.

После обеда. Все сидят на бревне,Восков прохаживается

Восков.

Слушай боевой приказ! Врага нужно встречать на основной позиции и, не открывая огня, предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым. Боевые действия начинать только по моей команде. Своим заместителем назначаю младшего сержанта Осянину.

Осянина. (вскакивает)

Есть!

Восков.

Занимай позицию. (девушка стаёт на караул)

На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак.

Четвертак.

А почему это меня в запасные?

Восков.

Несущественный вопрос, товарищ боец. Приказано вам, вот и выполняйте.

Осянина.

Ты, Галка, наш резерв.

Четвертак.

Вопросов нет, все ясненько.

Восков. Чтоб и не шелохнулся никто. Первым я с ними говорить буду.

Гурвич.

По-немецки?

Восков.

По-русски! А вы переведете, ежели не поймут. Ясно я говорю?

Все молчат.

Восков.

Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нету. И мамань тоже. Лежать, пока лично «Огонь!» не скомандую. А то не погляжу, что женский род. Все. Кончен инструктаж.

Песня «Последний бой»

Восков подходит к Осяниной, садится рядом, закрывает глаза.

Осянина.

Подремлите, Федот Евграфыч. Я шинель вам принесу.

Восков.

Что ты, Осянина. Это так, сморило меня. Покурить надо. Как там у тебя, Осянина?

Осянина.

Ничего, товарищ старшина.

Восков.

Продолжай наблюдение.

Восков подходит к Гурвич. Она читает стихи.

Гурвич. (вслух читает)

Знаешь, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Восков.

Кому читаешь-то?

Гурвич.

Никому. Себе.

Восков.

А что же в голос?

Гурвич.

Так ведь стихи.

Восков. А. Ты вот что - на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.

Гурвич. Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.

Восков.

А в голос все-таки не читай. К вечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай, боец Гурвич.

Восков подходит к Четвертак, которая сидит

Восков.

Ты чего скукожилась, товарищ боец?

Четвертак.

Холодно.

Восков.

Лоб дай. (Щупает лоб). Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?

Восков достает флягу со спиртом, наливает в кружку.

Восков.

Так примешь или разбавить?

Четвертак.

А что это?

Восков.

Микстура. Ну, спирт. Ну?

Четвертак (замахала руками, отодвинулась).

Ой, что вы, что вы.

Восков.

Приказываю принять! Пей без разговору!

Четвертак.

Ну что вы в самом деле! У меня мама медицинский работник.

Восков.

Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Четвертак выпивает спирт.

Четвертак.

Ой, голова у меня. побежала.

Восков.

Завтра догонишь. Отдыхай, товарищ боец.

Восков снова подходит к Осяниной.

Осянина- Вы бы поспали пока, товарищ старшина.

Восков.

Погоди ты со сном. Будет мне, понимаешь ли, вечный сон, ежели фрицев провороним. Т-с-с! Тише! Слышишь?

Осянина

Что?

Восков. Сороки шебаршат. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе - гости. Подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!

Подбегают, пригнувшись, девушки. Все начинают пристально вглядываться в одну точку.

Гурвич.

Три. пять. восемь. десять. двенадцать. шестнадцать. Шестнадцать, товарищ старшина.

Восков.

Вижу. Давай в цепь, Гурвич. Осянина, отводи бойцов на запасную позицию. И ползком! Ясно я говорю?

Девушки.

Ясно, товарищ старшина.

Все участники сцены по-пластунски отползают за кулисы.

Одна девушка остаётся,подходит к микрофону. На фоне фонограммы боя говорит:

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Вед. на фоне трагической музыки читает

Старшина рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу. — Хендехох. Немцы спали. Они отсыпались перед последним броском. Старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:

- Лягайт. Лягайт. Лягайт.

И ругался черными словами! Самыми черными, какие знал. Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли,что один он, на много верст один-одинешенек. Все четверо легли мордами вниз, как велел Восков. Пятый, прыткий самый, уж на том свете числился. Повязали они друг друга ремнями, а последнего Федот Евграфыч лично связал. И заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу. Он трясся в злобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:

- Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!

Песня «Огонёк»

Вед. Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами, радистками. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли.

Чтец на фоне музыки

Сто раненых она спасла одна

И вынесла из огневого шквала,

Водою напоила их она,

И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз, в последний раз

Ее сразил осколок мины лютой.

Склонился шелк знамен в печальный час,

И кровь ее пылала в них как будто.

Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на её губах,

Изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытье,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый.

Но сто сердец на славные дела

Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она Бессмертною осталась, умирая.

Вед: Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий. Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?.

Чтец на фоне музыки

М. Джалиль "Варварство".

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных …

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо.

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.

Вед. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

Вед.: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Миром.

Вед.: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Вед: Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.

Вед: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.

Вед: Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Вед: Это для них мы должны сохранить нашу Землю.

Вед: Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.

Вед: Ветер Победы.

Вед. Ветер Мира.

Вед. Ветер Любви.

Песня «Аист на крыше»

Чтец:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвенье!

Вед. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Танец «Стекляшки» танцует младшая танцевальная группа

Выбегают малыши с шарами, цветами.

1ребёнок

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

2 реб.

Берегите,

Берегите,

Берегите мир!

3 реб.

Берегите,

Берегите,

Берегите мир!

4-й: Мир — это утро, полное света и надежд.

5-й: Мир — это цветущие сады и колосящиеся нивы.

6-й: Мир — это гул тракторов и комбайнов.

7-й: Мир — это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Xором: Мир — это жизнь.

Танцевальная зарисовка под песню «Дружат дети всей планеты»

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Тематический проект ко Дню ВОВ «Подвиг»Тематический проект ко Дню ВОВ «Подвиг» h4]Тематический проект «Подвиг» посвященный юбилею Великой Отечественной войны. [/h4] Составитель: педагог-психолог Мишнёва Т. В. В основу.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Музыкально-литературная композиция «Листая памяти страницы»
Опубликовано: 14 января 2013 в 22:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...