Получи документы

Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет

Елена Рымык
Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино

Опыт работы

Музыкально – ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4 -7 лет.

Составила: Музыкальный руководитель

Рымык Елена Владимировна

2016

Актуальность.

Публикация «Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет» размещена в разделах

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - это многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально - образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, домашнее музицирование.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА

Музыкальное искусство и музыкальная культура обогащают духовный мир человека, раскрывают понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственные ориентиры. В современном обществе ребенок находится под влиянием музыкального информационного потока, и границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности, с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества являются музыкально – ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие, помогает раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Осуществляя задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности.

Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических движениях.

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально – ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения» Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. фиш на основе системы Э. Жака – Далькроза. Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В процессе занятий музыкально – ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. В основе музыкально – ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении.

Музыкально – ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской, классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине.

Значение музыкально – ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

развивают познавательные способности;

воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

2. Цель.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников при обучении музыкально – ритмическим движениям.

2. Задачи проекта.

1. Развитие музыкальности :

развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развивать музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувства ритма;

развивать музыкальный кругозор и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти;

развитие двигательных качеств и умений;

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащения двигательного опыта, разнообразными видами движений.

2. Развития творческого воображения и фантазии:

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности и слове;

развитие психических процессов;

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

3. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитания умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

5. Предполагаемый результат.

Развивать двигательные качества и умения, развивать координацию движения, развивать моторику, формировать правильную осанку, красивую походку.

Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений.

Развивать творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку

Развивается эмоциональная образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальная память.

Научаться работать в коллективе и подгруппами, договариваться между собой.

Дети будут владеть музыкальными терминами, которые будут использовать в своей речи.

6. Предмет исследования.

Педагогические условия и методические приемы, необходимые для развития музыкально – ритмических и танцевальных движений у детей 4-7 лет.

7. Гипотеза.

Систематические занятия музыкально - ритмическими движениями будут способствовать формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение трех лет в совместной деятельности педагога с детьми на занятиях.

Подготовительный этап:

- подбор и изучение методической литературы;

- составление перспективного плана на 3 года обучения;

- подготовка наглядного и практического материала;

- работа с родителями (выступление на родительском собрании на тему «Музыкальные занятия в детском саду»; консультации на тему «Музыка в жизни ребенка»; «Музыкально – ритмические движения в детском саду на занятиях» совместное участие родителей и детей на музыкальных праздниках, конкурсах на уровне МБДОУ, района, республики);

- подбор различных форм, методов и приемов работы с детьми по обучению музыкально – ритмических движений;

- рассказы, беседы.

Основной этап :

- составление конспектов ООД;

- проведение ООД;

- групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми;

- выступление детей и родителей на праздниках;

- участие детей в конкурсах, фестивалях;

- совместное выступление детей с родителями в танцах, спектаклях на праздниках.

Заключительный этап:

- проверка достижения целей, задач, гипотезы;

- проведение мониторинга;

- участие в районном фестивале – конкурсе «Дерзайте, мальчики!».

В условиях реализации ФГОС ДО, при обучении детей музыкально – ритмическим движениям, осуществляется интеграция образовательных областей, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.

Социально – коммуникативное развитие: формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях, окружающем мире, в части культуры и музыкального искусства.

Познавательное развитие: расширение кругозора, элементарных представлений о музыке как виде искусства.

Речевое развитие: развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки.

Художественно – эстетическое развитие: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Физическое развитие: развитие и укрепление здоровья, формирование о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, музыкально – ритмическими движениями, становление ценностей здорового образа жизни.

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что интегративный подход при обучении музыкально – ритмическим и танцевальным движениям играет не малую роль в развитии творческих и умственных способностей детей.

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).

Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально – ритмических композиций)

Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Организация работы.

В возрасте 4 -5 лет движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые я ставлю для этого возраста, являются: развитие гибкости пластичности рук, мягкости движений, а так же воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание ее слушать. У детей обогащается опыт по слушанию музыкальных произведений, так как на занятиях звучат произведения композиторов классиков (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», М. Майкапар «Мотылек» и др., русские народные мелодии, а так же произведения современных композиторов.

В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а так же оттенки (веселое – грустное, шуточное – спокойное, радостное – торжественное, и т. д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность. В работе использую проведение имитационных движений, раскрывающие определенное настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др. Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.

В работе с детьми использую:

Музыкально – ритмические движения;

Пальчиковую гимнастику;

Упражнения на развитие координации рук, ног;

Использую «Упражнения с превращениями», где ребенок проявляет фантазию, выдумку, самостоятельность и развивает свои творческие способности, при этом ему необходимо совместить текст и движение;

Важное место в музыкальном развитии детей отвожу музыкальным играм. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально – ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности.

С детьми 4-5 лет на занятиях широко применяю прием «Звучащие жесты», так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.

«Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. «Звучащие жесты» я использую, как сопровождение в речевых упражнениях и играх.

Они доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца. В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

В возрасте 5 – 6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта). На занятиях большое внимание уделяю овладению элементов плясовых движений : поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Использую упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений. Выполняются упражнения с мячами, лентами, гимнастическими палками и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль», и др.). Продолжаю проводить работу по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. Обращаю внимание детей на воспитание чувства такта, умение вести себя во время занятий, не толкаясь находить свое место, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место и т. д. С детьми этого возраста использую различные упражнения. Например:

Упражнение «У маленькой Мэри».

Научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.

У маленькой Мэри

Большая потеря: (Прохлопай руками 7 раз)

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет, (Протопайте ногами 7 раз)

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере. (Пройдите вперед на 4 шага)

Ботинок для правой ноги. (Прохлопайте руками 3 раза)

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый, (Пройдите назад на 4 шага)

Да только смотри- береги! (Прохлопайте руками 3 раза)

В возрасте 6 – 7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений. В своей работе уделяю внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение опыта по слушанию музыки, разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К. Сен – Санса, «Танец Анитры» Э. Грига, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.). На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умения дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придает целостному образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Использую различные упражнения. Например:

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, использую на занятиях синхронизацию речи и движения, имеющий яркий эмоциональный настрой.

Для того чтобы ритмические упражнения не принимали гимнастический характер, каждое из движений «одушевляю». Каждое упражнение имеет образное название: маховые движения – «волны», «великаны», «дровосек», «мельница»; пружинные движения – «танец - приглашение», «гномы», «зеркальце»; плавные движения – «осенние листья», «ветви», «лебеди».

Использую речевые упражнения, которые является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, это становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).

Игра «Веселые палочки»

Дети берут по две палочки и удобно садятся на пол, далее выполняя движения по тексту, в конце на слова: «песенку запели» повторяют ритм, заданный педагогом или другим ребенком:

Вы скачите палочки (стучат по полу двумя палочками одновременно)

Как солнечные зайчики

Прыг – скок, (стучать палочкой о палочку)

Прыг – скок

Прискакали на лужок (стучать палочками попеременно)

Правой ножкой – (стучать по полу правой палочкой)

Топ – топ

Левой ножкой – (стучать по полу левой палочкой)

Топ – топ

На головку сели, (сделать «рожки» и пошевелить ими)

Сели посидели

Песенку запели: (повторять, заданный ритмический рисунок)

На занятиях использую игру "Музыкальный квадрат" основанная на многократном воспроизведении такта (4/4). Она тоже помогает детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулирует детское внимание. Первоначально дети воспроизводят предложенный мною "квадрат" - 4 различных движения в спокойном темпе ( например: шаг вперед, «пружинка», шаг в право, «пружинка») (главное на данном этапе - правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения, затем детям предлагаю придумать свой "квадрат", остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая русская народная мелодия, размер 4/4).

Таким образом, все эти упражнения создают условия для естественного выявления моторных реакций. Двигательные упражнения в каком – либо образе воспитывают свободу воображения, фантазию, развивают творческие способности, учат воспринимать музыку как целостный образ. Они являются подготовительными и в дальнейшем включаются в игры, пляски, хороводы.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально – слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности :

- метрическую пульсацию, чередование или контраст фраз, частей музыки, смысловые интонационно – ритмические акценты.

Наряду с различными музыкальными играми, использую игры на развитие ритмического слуха :

. Заключение.

В результате проделанной мной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально – ритмическим занятиям, освоили определенный объем движений. У них сформировались основы культуры движения, правильная осанка, более развита музыкальность. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось протекание психологических процессов: отмечены сосредоточенность, внимание, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения и фантазии. Результаты диагностики на начало года и его окончание дают наглядное подтверждение важности и необходимости такой работы с детьми. У детей значительно выросли результаты по музыкально – ритмическим движениям и танцевальной деятельности.

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей в музыкально – ритмических, и танцевальных движениях. В средней группе (2013 – 2014г) из 18 человек 15 детей имеют высокий и средний уровень развития. В старшей группе (2014 – 2015г) из 22 человек 18 детей имеют высокий и средний уровень развития. В подготовительной группе (2015 – 2016г) из 22 человек 20 детей имеют высокий и средний уровень развития.

Наблюдается позитивная динамика освоения умений и навыков детьми в музыкально – ритмических, и танцевальных движениях.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о работе по формированию основ музыкальной культуры на НОД и в повседневной жизни АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ Шлыкова Л. В. Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет.

Консультация «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста» Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может.

Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной.

Музыкальное занятие «Развитие эмоциональной выразительности через музыкально-ритмические движения» с детьми 5–6 лет. Образовательные задачи: 1. Развивать чувство ритма, музыкальную память, внимание. 2. Закреплять ранее полученные навыки танцевальных движений,.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Открытое занятие «Музыкально-ритмические движения» по предмету «Ритмическая мозаика»Открытое занятие «Музыкально-ритмические движения» по предмету «Ритмическая мозаика» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Любознательный Вундеркинд» Предмет «Ритмическая мозаика».

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Музыкально-ритмические движения 1 слайд. В последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая.

Создание на территории ДОУ малых архитектурных форм, с целью формирования у дошкольников основ экологической культуры. Слайд №3 Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД