Получи документы

Нейроигровые технологии как средство повышения эффективности коррекционного-развивающего процесса на логопедических занятиях

Заболотняя Светлана Александровна
Нейроигровые технологии как средство повышения эффективности коррекционного-развивающего процесса на логопедических занятиях

тема самообразования: «Нейроигровые технологии как средство повышения эффективности коррекционного-развивающего процесса на логопедических занятиях»

Актуальность:

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Нейроигровые технологии как средство повышения эффективности коррекционного-развивающего процесса на логопедических занятиях» размещена в разделах

Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Мы решили углубиться в неё и более подробнее изучить те направления в работе, которые посчитали более эффективными. Одним из таких направлений является нейроигровые технологии (нейроигры).

На коррекционно-логопедические занятия в начале 2021 учебного года было зачислено 25 детей, из них 3 ребенка со статусом ОВЗ. В начале 2022 учебного года было зачислено 25 детей, из них 3 ребенка со статусом ОВЗ, из них 10 детей со статусом ОВЗ.

С момента адаптации и первых коррекционных занятий, у этих детей были выявлены повышенная истощаемость и утомляемость, от чего в значительной мере была снижена успешность в познавательной деятельности. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет существенно повысить речевую активность и улучшить результаты коррекционного воздействия.

Цель:

Через использование комплексов не создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Задачи:

Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейроигровых технологий в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;

Определить эффективность использования нейроигр при работе с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста;

Сформировать комплексы нейроигр для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста,

Внедрить комплексы нейроигр в коррекционную работу по развитию речи у детей с нарушениями речи.

Источники самообразования:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы и медиа-информация;

семинары – практикумы, конференции;

дистанционные курсы повышения квалификации.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Нейроигры являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствующей развитию всех психических процессов. Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят – это тяжелый труд. Благодаря применению нейроигр, замечено улучшение когнитивного развития дошкольников. Кроме того, данная технология способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (речи, внимания, памяти, мышления и др., а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Нейроигровые технологии (нейроигры) – это эффективная методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений.

С целью решения поставленных задач использую в своей работе следующие нейроигровые технологии (нейроигры) в процессе проведения коррекционных занятий:

Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей:

«Часики» и «Качели» с пальчиком.

Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнения с ватной палочкой.

Выполнять сразу 3 задачи очень сложно:

Захват ватной палочки.

Удержание артикуляционной позы.

Кинезиопозирование.

Поднятие кончика языка к верхней губе, удержание палочки + кинезио.

Ватная палочка находится на языке + кинезио.

2

Ватная палочка укладывается под язык, кончик языка стремится к подбородку + кинезио.

Палочка укладывается под язык, язык упирается в нижние резцы + кинезио.

Палочка помещается в положение губ «Дудочка», щеки попеременно наполняются воздухом и спускают его.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия:

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается память, внимание, речь.

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно. При этом можно это делать вместе с автоматизацией звуков.

2. «Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л. ; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).

3. Всем известное упражнение: «Кулак-ребро-ладошка». Можно применять в заучивании скороговорок, стихов. (Бра-бро-бру-бры, Ехал Грека через реку).

4. Игры с мячом.

Одной рукой ребенок бросает мяч, другой - ловит. Использую для развития грамматического строя речи: «Один-много», «Антонимы», «Назови ласково».

Отбиваем, подбрасываем мяч правой или левой рукой. «Живое-неживое», «Летает-не летает» - отбивать мяч правой рукой на звук Ш, на звук Ж – левой.

Проговариваем скороговорку, перебрасывая мяч из руки в руку на каждое слово.

5. Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Составляем ритмический ряд (или используем готовый). Используем фишки или карточки с картинками (робот, ромашка).

6. Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук. Приготовим два стаканчика разного цвета, твердые камни (будут обозначать твердый звук) и мягкие помпоны (мягкий звук). И далее дифференцируем твердые, мягкие звуки.

7. Игры с прищепками, пирамидками попит и др., делаем все одновременно двумя руками, для автоматизации звуков.

Кинезиосказки для детей.

Применение кинезиологических упражнений помогает активизировать мыслительную деятельность: позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.

Таким образом, систематическое использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений. Также способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, дает возможность логопедам более качественно и интересно вести свою работу.

Литература:

1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2019. – 272 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

3. Гончарова К. Н., Черткова А. В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 47 с.

4. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с. : ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 288 с.

6. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 336 с.

7. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М. : «Издание книг ком», 2018. 176 с.

8. Рязанцева Ю. Е. Усидчивость и внимание. Корректурные пробы. Рабочая нейротетрадь для дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 32 с.

9. Севостьянова М. М. Программа развития интеллекта. Нейроигры. С ног на голову. – М. : Издательство «Умная Маруська», 2020. – 46с.

10. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2020. – 319 с. : ил.

11. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2013. – 474 с.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

13. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

14. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигровые технологии как средство повышения эффективности коррекционного-развивающего процесса на логопедических занятиях
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 10:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД