Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи

Вера Парамонова
Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи

Консультация

для родителей

тема:

«Нетрадиционные приёмы коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи»

Предлагаем вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения с шариком и ложками просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться логопедом и воспитателем на коррекционном часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнениями. Предлагаемые комплексы содержат дыхательно - координационные упражнения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения, а также упражнения для развития слухового внимания и фонетического восприятия. Необходимо отметить, что регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респиративных заболеваний.

Различные виды графических звуковых диктантов используются для дифференциации звуков, развития слухового внимания, фонематического восприятия, а также в качестве тренинга произвольности и совершенствования графических навыков детей.

Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли ведущих выступают все дети поочередно).

Разминки содержат комплексные упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствование артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия. Время выполнения примерно 5 минут. Вначале

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно- психических заболеваний. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселить веселье, может усыпить и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но для нервной системы.

Таким образом, опыт работы по использованию мызыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

• Использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;

• лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;

• продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это одно музыкальное произведение.

комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.

См. приложение Комтекс упражнений

Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

Лекарственные растения, могут очень эффективно использоваться как лечебное и профилактическое средство при различных речевых аномалиях для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, нервозности. Все это следует использовать под строгим наблюдением врача. К сожалению, сведения по использованию нетрадиционных методов в коррекции речевых нарушений в лечебной педагогике недостаточно. Этот вопрос требует длительного, более глубокого изучения и внедрения в практику. Мы используем «Витаминный сбор №2». Этот сбор приобретаем через аптечную сеть, он сертифицирован. В состав входят шиповник, рябина, добавляем чуть-чуть сахар. Пьют только в теплом виде, под люстрой Чижевского. Для релаксации включается музыка (пение птиц, шум моря и т. д.).

Музыкотерапия в коррекционной педагогике.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том. Что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека известно давно. Мирный и ласковый плеск волн, например, снимает психическое напряжение, успокаивает.

Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия

вода.

КОМПЛЕКС 1

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед фудью. ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

4. «Болтушка» - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед- назад. Двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5. «Щелканье» («Цоканье») языком - прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки», 7. «Ножницы» - выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положением рук:

«Вверх, в стороны, к груди, вниз;

правая вверх - левая вниз;

левая в сторону - правая вверх и т. п.»

8. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук И - хлопнуть в ладоши, звук И - топнуть ногой.

КОМПЛЕКС 2

1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см. комплекс 1) только выдох выполняется со звуком О

2. Чередование 2Улыбка» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. коп. 1)

3. «Накажем непослушный язык» - пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются и с силой разжимаются.

4. «Качели» -движение языка вверх-вниз.

5. «Болтушка» (см. комп. 1) только руки разведены в стороны.

6. «Щелканье» («Цоканье») языком - прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

7. «Коготки», - выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положением рук:

«Вверх, в стороны, к груди, вниз;

правая вверх - левая вниз;

левая в сторону - правая вверх и т. п.»

8. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук О - хлопнуть в ладоши, звук У - топнуть ногой

КОМПЛЕКС 3

1. Дыхательное упражнение «Ракета», выдох со звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комп. 2)

3. Широко открыть рот - руки согнуты в локтях, пальцы разведены с силой.

Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4. «Качели» - см. комп. 2)

5. Болтушка» (см. комп. 1) только руки разведены в стороны.

6. «Часики» - руки вперед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7. «Накажем непослушный язык» - покусывание кончика широкого языка. Губы при этом растянуты в улыбке, руки разведены в стороны. Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

8. Игра «Хлоп-топ». Услышав звук А - хлопнуть в ладоши, звук И - топнуть правой ногой.

КОМПЛЕКС 4

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение после «ракеты» с медленным плавным выдохом.).

2. Упражнение «Крокодил» Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко раскрыт - руки вытянуты впередс плотно соединительными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой.

При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

3. Упражнение «Болтушка» (см. комплекс 1,2)

4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

«Улыбка» - руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки» «Трубочка» - руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в шепоти и соприкасаются на уровне груди.

5. «Накажем непослушный язык» (см. комплексЗ)

6. «Качели» см. комплекс 2

7. «Часики» см. комплекс 3

8. Игра «Хлоп-топ» на разучивание звонки х-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки (То же самое с другими парами БО- ПО, ПЫ-БЫ.)

КОМПЛЕКС 5

1 .Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание

Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

2. Упражнение «Крокодил» (см. комплекс 4).

3.«Накажем непослушный язык» (см. комплекс 2 иЗ).

4.«Ножницы» (см. компл. 1).

5.«Коготки» (см. компл. 1).

6. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по команде.

7.«Качели» (см. компл. 2).

8.«Часики» (см. компл. З).

9. Игра «Топ- топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой - со звуком Б (ПА –БА, БО -ПО. .)

КОМПЛЕКС 6

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

. Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.

2. Чередование «Улыбка» и «Трубочка» (см. комплекс 4)

3. «Болтушка» (см. комплекс 1.2)

4. «Ножницы» - «Дощечка» - «Кулачок».

«Ножницы» - пальцы с силой разведены.

«Дощечка» - плотно прижаты друг к другу.

«Кулачок» - пальцы с силой сжимаются в кулаке по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

5. «Качели» (см. комплекс 2)

6. «Накажем непослушный язык» (см. комплекс 2 и 3).

7. «Часики» (см. комплекс 3).

8. Игра «Топ-топ». Услышав слог со звуком Т, топнуть правой ногой, со звуком Д-левой (ТО-ДО, ДУ-ТУ.).

КОМЛЕКС 7

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»).

Задержать дыхание.

«Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА, руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»)

Задержать дыхание.

Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА).

2. «Крокодил» (см. комплекс 4).

3. «Качели» (см. комплекс 2).

4. «Болтушка» (см. комплекс 1.2).

5. «Часики» (см. комплекс 3).

6. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. комплекс 4).

7. «Ножницы» - «Дощечка» - «Кулачок» (см. комплекс 6)

9. Упражнение «Маляры».

A) Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук. Б) То же самое с движениями языка в преддверии рта (рот закрыт).

B) По зубам (рот раскрыт)

10. Игра «Топ-топ» (см. комплекс 5.6).

КОМПЛЕКС 8

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» (см. ком. 7)

2. «Качели» (см. комплекс 2).

3. «Болтушка» (см. комплекс 1.2).

4. «Часики» (см. комплекс 3).

5. «Накажем непослушный язык» (см. комплекс 2 и 3).

6. Упражнение «Маляры». (см. комплекс 7)

7. Упражнение «Змея».

Руки согнуты в локтях. Кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть- левое плечо).

Рот закрыт, язык лежит свободно.

Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед.

Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место.

8. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом: звук О - пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;

звук А - ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются; звук У - руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу; звук И - руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).

КОМПЛЕКС 9

1. Дыхательное упражнение «Насос»

Руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос - руки при этом скользят вдоль туловища к плечам, сгибаясь в локтях.

Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками.

Медленный выдох через рот со звуком УУУУ. Руки скользят вдоль туловища вниз.

2. «Крокодил» (см. комплекс 4).

3. «Болтушка2 (см. комплекс 2)

4. «Качели» (см. комплекс 2).

5. «Часики» (см. комплекс 3)

6. «Маляры» (см. ком. 7)

7. «Ножницы» - «Дощечка» - «Кулачок» (см. пр. 6)

8. Угадывание гласного звука по безупречной артикуляции, произношение его в сопровождении соответствующих жестов (по памяти) (см. ком. 8)

КОМПЛЕКС 10

1. Дыхательное упражнение «Веточка»

Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос. Подтянуть вверх к солнцу - задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой.

Задержите дыхание.

Медленный вдох через нос. Выпрямитесь.

Задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь влево.

Снова задержите дыхание.

2. «Крокодил» (см. компл. 4)

3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4)

4. «Болтушка» - см. компл. 2

5. Повторяется упражнение 5, комплекс 1.

6. «Качели» - см. комплекс 2

7. «Часики» - см. компл. З

8. «Змея» - см. компл. 8

9. Игра «Топ-топ». Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф - хлопнуть в ладоши, слог со звуком В - стукнуть пятками по полу, предварительно поднявшись на носки.

КОМПЛЕКС 11

1. Дыхательное упражнение «Веточка» (СМ. КОМПЛ. 10)

2. «Крокодил» (см. компл. 4)

3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» «Рупора»

«Рупор» - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.

«Улыбка» - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки. «Трубочка» - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

4.«Качели» - см. комплекс 2

5. «Часики» - см. компл. З

6. «Болтушка» (см. компл. 1,2)

7. «Маляры» (см. комл. 7)

8. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2,3)

9. Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком К - стукнуть кулаком об кулак. Слог со звуком Г - хлопнуть себя по коленкам.

См: В. В. Коноваленко «Хлоп-топ» и Г. А. Волкова «Логоритмика».

Публикации по теме:

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Безопасность детей
  • Космос
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи
Опубликовано: 20 января 2013 в 12:02
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть 2
Зал современной игрушки Охраняет его сама Снежная Королева! Хохлома Матрёшечки Уходящий год обезьяны Зал...
Мастер-класс «Танцующая балерина»
Приближается самый волшебный и чудесный праздник! Скоро, скоро-Новый Год! Хороводы, елки, карнавал персонажей и костюмов, елочные базары. Конкурсы среди...
Занятие детско-родительского клуба «Семейные традиции как источник поддержки душевных...
Задачи: Обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство школьной жизнью ребенка;...