МААМ-картинки

НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет

Голубева Наталья
НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет

Тема: Хвойный лес

Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе получения и обобщения знаний о хвойных деревьях.

Обучающие задачи:

*Расширять знания и представления детей о хвойных деревьях. Познакомить с внешним видом деревьев, корой, разновидностями

шишек

Развивающие задачи:

*Развивать восприятие знакомого объекта, как целое, в условиях фрагментарного предъявления;

*Развивать способность понимать существенные признаки объекта;

Публикация «НОД „Хвойный лес“, Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет» размещена в разделах

*Оперировать информацией с помощью фотознаков;

Воспитательные задачи:

*Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной

задачи;

Материальное обеспечение:

1. Ветки хвойных деревьев – сосна (3 шт, пихта (4 шт, ель (3 шт, кедр (3 шт)

2. Шишки сосны по количеству детей

3. Шишки ели по количеству детей

4. Кедровые орешки в ведерке

5. Мультимедийная установка

6. Нетбук

7. Презентация «Хвойный лес»

8. Музыкальное сопровождение – голоса птиц

9. Фотографии деревьев 10* 15: сосна – 1шт., кедр – 1 шт., ель – 1 шт., пихта – 1 шт.

10. Фотографии составляющих хвойного дерева 5*7 : Ель – кора, ветка, шишка, ветка с шишками; сосна – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; пихта – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; кедр – ветка, кедровые орешки.

11. Скатерть – 1 шт.

12. Игрушка «Белка» - 1 шт.

13. Корзинка для шишек – 1 шт.

14. Плоскогубцы -1 шт.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми от 4-х лет до 5-ти лет, группа № 6

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Сбор детей через вопросы Кто из вас в праздники гулял в лесу? Что видели?

Я тоже была в лесу, но только в необычном. Представляете, на деревьях нет листвы, а только иголки. Вы догадались, что это за иголки?

На деревьях хвоя, значит эти деревья какие?

Значит, я гуляла, по какому лесу? (слайд)

Кто знает, какие деревья растут в хвойном лесу?

предположение детей…. (хвоя)

образовывают прилагательное: хвойные

ответ: хвойный лес

ответ из личного опыта: сосна, елка, пихта, кедр

2. Основной этап познания через исследование и экспериментальную деятельность

Я могу вас познакомить с этими деревьями, и я принесла вам веточки с этих деревьев. ОЙ! Забыла, какая веточка с какого дерева, помогите разобраться, давайте рассмотрим? (разложить на большом столе)

Активизация деятельности, ее последовательности и обсуждения детей

- Какого цвета? Размер иголок? Потрогайте их, погладьте.

- Найдите, если есть, похожие веточки и разложите их по столам

- Вы, наверное, уже догадались какие ветки с какого дерева?

Наводящие вопросы:

- Вот эти с шишками с? (слайд) СОСНА

- А это дерево приходит к нам в Новый год…. (слайд) ЕЛЬ

Элемент новизны

- Вот это хвойное дерево называется пихта (слайд) и вот его ветки ПИХТА

Сравнительное обобщение

- Все ветки похожи между собой, чем?

Элемент новизны

- Еще я видела такое чудо-дерево, оно такое пушистое (слайд) (внести большую ветку кедра, потрогайте хвою, прикоснитесь щечкой, измерьте пальчиками длину иголки, называется дерево – кедр (слайд) КЕДР

Эмоциональное погружение в деятельность

- Шишек на хвойных деревьях много и они падают на землю (слайд)

- Я их собрала, сейчас покажу (внести корзину с шишками, все перепуталось,

надеюсь, поможете мне, давайте все высыплем на скатерть, садитесь вокруг.

- С какого дерева шишки у …., возьмите такую же шишку. (сосна)

Элемент новизны, творческие высказывания

- Смотрите, какая шишка у Данила. На что она похожа, с какого она дерева?

- А вот шишек от пихты я не нашла и на дереве их не было. Куда они делись?

- Они созревают осенью, лопаются и на землю падают не шишки, а сразу

семена

- Шишки у пихты похожи на шишки ели, чуть крупнее. А вот цвет у них

особенный (слайд) могут быть голубые, зеленые, серые.

- А вот шишки ели (слайд, в чем разница? (растут вверх, цвет, размер)

Педагог предоставляет возможность найти свой вариант ответа каждому ребенку (закрыть диапроектор полотенцем)

- Ко всем веткам подобрали шишки? Какая шишка у кедра?

- Где узнать, у кого спросить?

- Что еще хотите узнать про хвойные деревья? (воспитатель отвечает)

Если нет возможности ответить ребенку на вопрос, то предложить завтра продолжить знакомство с хвойным лесом

- А вот интересно, почему дерево не мерзнет зимой

Элемент новизны

Предложить детям разделиться на 3 подгруппы и подойти к столам с корой

- Давайте я вам расскажу один секрет, почему не мерзнут деревья зимой:

от холода их защищает кора, она живая, дышит как наша кожа, у каждого

дерева кора своя, не похожа на другую. Вот кора сосны: слоистая,

коричневая (слайд) найдите на столе такую же и отнесите на стол, где ветка

сосны.

Это кора пихты: зелено-серая, более гладкая, но есть небольшие пупырышки

(слайд, есть у вас такая на столе, отнесите на стол, где пихта.

А эта кора елки, она похожа, на какую кору? (слайд) Погладьте (сосны, но

чешуйки мельче и мягче, на какой стол ее надо отнести

Если дети заметят, что нет коры кедра, то обратить внимание и подсказать где можно эту информацию получить

дети стоят вокруг большого стола и обследуют: зрительная оценка: зеленые, короткие, длинные, тонкие, толстые, пышные веточки, есть шишки на некоторых

осязание: мягкие, жесткие, колкие, твердые

дети группируют ветки по внешнему виду

предположения детей: сосна (узнали по шишкам,

ель, пихта

рассматривают изображения деревьев

мнение детей (имеют иголки зеленого цвета и шишки)

предположения детей…. (шишки)

трогают руками, прикасаются щекой, измеряют длину иголки пальчиками, ладошкой внимание на слайд

дети садятся вокруг скатерти

берут каждый раз по одной шишке, определяют с какого дерева и относят на соответствующий стол с веткой

мнение детей

слушают рассказ воспитателя

предположение детей

высказывание детей (в книге, кино, спросить у мамы)

мнение детей

вопросы детей

просматривают слайды с изображением коры, находят аналогичную на столе и соотносят к соответствующему дереву

сравнивают 2 вида коры, обследуют рукой

3. Мозговой шторм

- Как хочется снова побывать в весеннем лесу. На счет три мы окажемся в

хвойном лесу (слайд). Дышится легко, вздохните полной грудью

- Скажите, а деревья пахнут? Как узнать? (нюхают ветки, трут в руках хвою)

- Чем полезны хвойные деревья? Откуда ты это знаешь? Можно пожевать

хвою пихты и не будет болеть горло, что чувствуете? (масло, баня (слайд,

горло, растворы, нарядить в новый год (слайд).)

- А можно кушать деревья? А что можно? Кто лакомится семенами из

шишек?

- Вот пестики у сосны, которые появляются весной (слайд). Их можно кушать

или запаривать кипятком и пить от кашля

- (слайд) Смотрите, а вот белка прыгнула с ветки на ветку дети закрывают глаза, считают до 3-х, открывают глаза, выполняют глубокий вдох

предположения детей, нюхают, определяют, что пихта пахнет сильнее – трут иголки в руках

ответы из личного опыта

жуют хвою (ветка обработана кипятком)

ответы: птицы и белка

ищут глазами на слайде

4. Сюрпризный момент Входит белка, с ведерком кедровых орех, воспитатель ведет диалог от лица белки с детьми

Белка: Здравствуйте, обо мне беседу ведете. Я действительно люблю семена из шишек, но кое-чем могу и вас угостить

Вос-ль: Но ведь люди не едят шишки и семена из шишек (удивленно)

Белка: А эти орешки можно и людям кушать вы их полюбите

Вос-ль: Спасибо за угощение, в детском саду попробуем. Белочка, ты не переживай, все веточки, кору и шишки я нашла на земле, деревья не порnила, я не нарушала красоту хвойного леса

испытывают удивление и эмоциональный подъем

дети отрицают

дети заглядывают в ведерко и угадывают название

4. Создание познавательных карт-схем Педагог-партнер

- В хвойном лесу так красиво, можно сфотографировать?

Воспитатель подзадоривает детей «А вот сосна, а там пихта….»

- Вот сколько получилось замечательных фотографий, а давайте из них

составим карты дерева и познакомим с хвойными деревьями детей других

групп. Возьмите любую фотографию, рассмотрите ее внимательно, к какому

дереву может это относится, найдите свое дерево и наклейте рядом фото

Если ребенок справляется с заданием, педагог выступает в роли наблюдателя. Если возникают сложности, то педагог – помощник.

Белка: Как называется ваше дерево? А ваше? Ой! А здесь чего-то не хватает.

Вос-ль: Как узнать, как выглядит шишка кедра и ее кора? М потом дополним эту карту

Белка: Меня ждут в лесу бельчата, поскачу, буду рада вас увидеть летом в лесу, до встречи

Вос-ль: Ну а мы возвращаемся в детский сад, закройте глаза, 1,2,3 –вот и в группе (выключить диапроектор)

дети имитируют фотосессию

дети выбирают фото, находят соответствующее дерево и наклеивают свою фотографию

ответы детей, замечают, что шишек кедра нет

называют поисковый источник

прощаются с белкой

закрывают глаза, считают до 3-х

5. Лесная столовая - Давайте полакомимся орешками, но сначала вымоем руки дети моют руки и усаживаются за стол и с помощью воспитателя (использует плоскогубцы) пробуют орешки

Последующая работа:

1. Познакомить родителей с внедрением новых технологий в образовательный процесс через фоторепортаж с непосредственно образовательной деятельности и результат ее (познавательные карты)

2. Обратиться с просьбой помочь ребенку завершить создание познавательных карт о хвойных деревьях

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ, ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, КАК В НАШЕЙ ГРУППЕ ПРОИСХОДИТ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Данная технология называется – ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Просим принять участие в завершении познавательных карт о хвойных деревьях :

1. Найдите и покажите ребенку кору кедра и кедровые шишки ( через источники: книги, фотографии, интернет, настольные игры)

2. Принесите в детский сад информацию о коре кедра и кедровых шишках ( на носителях: фото, носителях USB, зарисовки)

3. Познакомьте ребенка с хвойным деревом – лиственница, как она выглядит, найдите совместно с ребенком сходства с другими хвойными деревьями (наличие хвои, шишек, запах, расположение веток, как у ели) и отличие (форма шишек, сброс хвои)

4. Расскажите ребенку о пользе хвойных деревьев

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Путешествие в королевство Природы» Тема: «Путешествие в королевство Природы» Возрастная группа: 6-7 лет Форма совместной деятельности: непосредственная образовательная деятельность.

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (Лепка. Коллективная работа) Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (Лепка. Коллективная работа) Тема: «Уголок природы. Аквариумные рыбки. комнатные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет
Опубликовано: 23 мая 2015 в 20:21
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД