МААМ-картинки

НОД по обучению грамоте в старшей группе. «Знакомство детей со звуками [с], [с’]. У нас в гостях Бабушка-Загадушка»

Светлана Баринова
НОД по обучению грамоте в старшей группе. «Знакомство детей со звуками [с], [с’]. У нас в гостях Бабушка-Загадушка»

«Знакомство детей со звуком «с», «с'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Программное содержание :

Познакомить детей со звуком «с», «с'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать их цветовыми символами; упражнять в чтении слогов.

Вырабатывать умение различать звук, слог, слово, предложение.

Совершенствовать умение производить звуковой анализ слов, используя схему звукового состава, слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе, „Знакомство детей со звуками [с], [с’], У нас в гостях Бабушка-Загадушка“» размещена в разделах

Продолжать учить понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 2 - 4 слов; делить предложение на слова, называя их по порядку.

Развивать слуховое восприятие, внимание и память ребенка в работе со звуками речи; развивать интерес к изучению звуков.

Активизация словаря - гласный звук, согласный твердый звук, согласный мягкий звук, слог, слово, предложение.

Демонстрационный материал: картинки с изображением лисы, лося; звуковые домики : символы звуков «с», «с'» - синий и зеленый кружочки; демонстрационная таблица для чтения слогов, мяч.

Раздаточный материал: предметные картинки со звуком «с», «с'»; пеналы с цветовыми символами звуков, схемы слов (лиса, луна, зонт); картинки для составления предложений; полоски - символы предложения.

Предшествующая работа

Игра «Назови пару», игра «Какой звук гласный, игра «Звуковые часы», игра «Отгадки спрятались», игра «Слова, рифмы, звуки»; звуковой анализ слов (сани, слон, зонт, рыба).

Ход занятия

1. Создание игровой мотивации

Дети стоят в кругу возле воспитателя.

Ребята, вы хотели бы побывать в гостях? Сегодня мы отправимся в гости к Бабушке-Загадушке. Она живет далеко, поэтому полетим мы на самом быстром виде транспорта на самолете.

Как вы думаете, кто встретит нас у трапа самолета? (стюардесса)

Да, она скажет «Здравствуйте, уважаемые пассажиры. Проходите в салон, займите свои кресла», (дети садятся на места) Самолет набрал высоту. Чтобы не было скучно - посмотрите в иллюминатор. Над чем мы летим? Я буду называть один предмет, а вы много:

Мы летим над лесом (лесами)

Мы летим над мостом (мостами)

Мы летим над садом (садами)

Самолет снижается и приземляется. Нас встречает Бабушка-Загадушка.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, а почему Бабушку назвали Загадушкой (умеет загадывать загадки) Бабушка-Загадушка пригласила вас в гости, чтобы познакомить с новым звуком. Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, с которыми мы встретимся. Эти звуки есть в отгадках.

Загадки.

У нее хвост пушистый.

Мех золотистый.

В лесу она живет,

В деревне кур крадет (лиса)

Выставляется картинка.

Какой звук вы услышали в середине слова (звук «с»)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув высоко (лось)

Выставляется картинка.

Назовите звук, который услышали в конце слова (звук «с'»)

3. Характеристика звуков

Упражнение «Произнесем звук»

Сейчас мы будем произносить звук «с» как я - с-с-с. Язык не пропускает воздух, он улегся вниз и прижался к нижним зубам, зубы тоже закрыли выход воздуху, осталась маленькая щелка. А воздух прервал преграду и засвистел от радости.

Произношение звука (девочки, мальчики)

Женя, если воздух встречает преграду при произношении звука, какой он? (согласный) Почему? (мешает язычок и зубы) Давайте произнесем звук твердо (с, с, с). Помогайте себе кулачком (сильно сжать).

В какой домик «поселим» звук? (в синий)

Произнесите звук мягко (с', с', с') - кулачок сжимается слабо, губы улыбаются. В каком домике будет жить мягкий звук с'(в зеленом). Обозначаем фишкой.

Расскажите Бабушке-Загадушке в каким домиках живут звуки.

В красном домике живут гласные звуки; они поются, им не мешает преграда.

В синем домике живут согласные твердые; они не поются, им мешает преграда.

В зеленом домике живут согласные мягкие; они не поются, им мешает преграда.

4. Произнесение звуков «с» и «с'» в словах.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас картинки. Произнесите слова (на картинке у каждого, определите, как звучит звук твердо или мягко, обозначьте его фишкой, (спрашиваю 3-4 детей)

5. Физкультминутка.

Бабушка-Загадушка приглашает вас поиграть в игру.

Игра (в кругу) «Звуки-слоги». Дифференциация понятий «слог», «слово».

Я бросаю вам звуки, вы мне возвращаете слоги (с, а – са; с, о – со; с, и – си и т. д.).

Что я вам бросала? (звуки) А вы мне (слоги)

Прочтем слоги (чтение слоговой таблицы хором и индивидуально)

А теперь помогите закончить скороговорки:

ось - ось - ось - ось - ест осинку. (лось,

оси - оси - оси - оси - по лесу бродят. (лоси)

зы - сы -зы - сы - хвост пушистый у. (лисы)

Вы мне подсказывали слова или слоги? (слова)

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждет

Пусть найдет меня ребята,

Ну-ка кто меня найдет?

6. Игра «Найди слову домик» (2 детей работают у мольбертов. 1 ребёнок находит слова, в которых 3 звука, а 2 ребёнок слова, в которых 4 звука)

Звуковой анализ слов (лиса, луна, зонт) (на ковре)

Как вы думаете, сколько звуков в слове «лиса»? (4) Сколько нужно произнести слово? (4 раза) Произносите слово, выделяя звуки и обозначая фишками.

Спрашиваю одного ребенка полностью все 4 звука и четырех детей по одному звуку.

7. Работа над предложением (за столами)

Бабушка-Загадушка хочет послушать, как мы умеем составлять предложения. Составьте предложение по картинке, обозначьте схемой (спрашиваю 3-4 детей) Составьте предложения по схеме.

8. Итог.

Пришла пора попрощаться с Бабушкой-Загадушкой. Поблагодарим ее за гостеприимство. Стюардесса приглашает вас подняться и поудобнее разместиться в креслах. Самолет поднялся в воздух. Чтобы не было скучно, давайте поговорим. Спасибо, дети, вы меня очень поразили своими ответами, мне было приятно работать с вами. Активными были (назвать имена детей). А что запомнилось вам?

Автор публикации:
НОД по обучению грамоте в старшей группе. «Знакомство детей со звуками [с], [с’]. У нас в гостях Бабушка-Загадушка»
Опубликовано: 5 июня 2013 в 11:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД