НОД по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности в старшей группе для детей с ОНР

Ирина Стрельцова
НОД по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности в старшей группе для детей с ОНР

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Учить детей наблюдать и устанавливать причинно – следственные связи в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами

3. Формировать умение самостоятельно характеризовать свойства воздуха.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать умение самостоятельно проводить опыт с воздухом и водой, следуя рекомендациям взрослого.

2. Вырабатывать правильный темп речи и ритм дыхания во время выполнения логоритмического упражнения.

3. Продолжать закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением.

4. Закрепить знание свойств воздуха (он есть повсюду, движется, необходим для всего живого, он легче воды, может быть упругим, умеет принимать форму предмета).

5. Закреплять употребление вежливых слов: «здравствуй», «до свидания».

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к окружающему миру.

2. Воспитывать аккуратность в ходе работы с материалом для опытов.

Материал:

Демонстрационный: кукла Петрушка с удобной подставкой;

мини насос, большая воронка, два воздушных шарика, емкость с водой для опыта с воронкой и шариком;

платочек, кубик с закрепленным на нем флажком, пустая прозрачная банка, емкость с водой для опыта с флажком;

магнитофон, диск с записью музыки (Кабалевский «Клоуны»)

Раздаточный: соломинки для коктейля, прозрачные стаканчики с водой, небольшие камешки, крупные пуговицы, бумажные хлопушки, воротики; трубочки, формочки и емкости с мыльным раствором для игры с мыльными пузырями.

Предварительная работа: Наблюдения за ветром во время прогулок, определение силы и направления ветра с помощью вертушек, флюгера; опыты с воздухом;

Словарная работа: прозрачный, легкий, невидимый, упругий.

Индивидуальная работа:

1. Вопросы Саше, побуждающие к полным ответам.

Методические приёмы:

1. Загадка о Петрушке, приветствие;

2. Появление героя – Петрушки;

3. Логоритмическое упражнение «Ветер»;

4. Вопросы, уточняющие знания детей;

5. Опыт - самостоятельная исследовательская деятельность детей;

6. Вопросы, уточняющие знания детей;

7. Опыт - самостоятельная исследовательская деятельность детей;

8. Вопросы, уточняющие знания детей;

9. Игра «Попади в воротики»;

10. Художественное слово: чтение стихотворения «Шарик»;

11. Обследование шарика, не надутого и затем надутого;

12. Опыт – выполняется взрослым (надувание шарика с помощью воронки);

13. Сюрпризный момент – вовлечение детей в проведение «фокуса» - опыта с флажком;

14. Опыт - выполняется взрослым (погружение флажка в воду, и извлечение его сухим из воды);

15. Игра с мыльными пузырями;

16. Музыкальное сопровождение (Кабалевский «Клоуны»)

17. Подведение итогов, прощание с Петрушкой.

-Воспитатель: Отгадайте, кто пришел к нам в гости?

Колпачок носить он любит, погремушкою гремит,

Он и шутит, и смеется, и ребяток веселит.

Мы его узнали сразу, у него забавный вид,

«Поиграйте вы со мною», он детишкам говорит!

(Петрушка)

-Воспитатель: Правильно, к нам пришел Петрушка. Поздороваемся с ним: «Здравствуй, Петрушка!». Мы рады тебя видеть. Предлагаю всем поиграть (Установка на начало деятельности: логоритмическое упражнение «Ветер»):

Осень парк разрисовала волшебными кистями, – разводят руками вокруг

И деревья на аллее замахали листьями. - руки над головой, играют пальцами

На соседней крыше флюгер все быстрее кружится, - кружатся на месте

И пошла от ветерка рябь по каждой лужице. – приседают, делают «волны» кистями рук

-Воспитатель: Скажите, дети, отчего на лужах появилась рябь? Почему кружится флюгер на крыше?

(Потому что подул ветер).

-Воспитатель: Это воздух. Он движется, и получается ветер. Что мы знаем о воздухе? Какой он?

(Воздух прозрачный, легкий, невидимый).

-Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воздухе, и Петрушка побудет с нами, потому что он очень любопытный, и хочет много узнать.

Итак, можем ли мы обнаружить воздух? Предлагаю вам проверить. Берите трубочки, подуйте в воду, и посмотрите, что получится.

1 опыт (дети дуют в трубочки, смотрят на пузырьки воздуха)

Что вы увидели?

(Я увидел пузырьки воздуха)

-Петрушка: Почему пузырьки воздуха поднимаются вверх?

(Пузырьки лопаются, потому что воздух легкий, а вода тяжелая).

-Воспитатель: Вода выталкивает пузырьки воздуха вверх, и они лопаются.

Петрушка: Для чего же нужен воздух?

(Воздух нужен, чтобы дышать).

-Петрушка: Кто дышит воздухом?

(Воздухом дышат люди, птицы, животные, все живые существа).

-Петрушка: А как дышат рыбы, разве в воде есть воздух?

(В воде воздух есть, только очень мало).

-Петрушка: А где еще есть воздух?

-Воспитатель: Воздух есть во всех предметах, сейчас, Петрушка, ребята тебе это покажут.

2 опыт (дети берут с подноса разнообразные предметы, бросают их в воду, наблюдают за процессом появления пузырьков воздуха на них).

-Воспитатель: Что ты, Саша, сделал?

(Я бросил камушек в воду)

-Воспитатель: Что случилось с камнем?

(Камень упал вниз, на дно)

-Воспитатель: Почему?

(Потому что он тяжелый)

-Воспитатель: А что увидел Артем?

(На камне появились пузырьки воздуха, а некоторые даже поднялись вверх)

-Воспитатель: Откуда взялись пузырьки воздуха?

(Пузырьки воздуха появились из камня)

-Воспитатель: Почему пузырьки пошли вверх, Маша?

(Потому что воздух легкий)

-Петрушка: Как много знают дети! А сейчас я вас тоже удивлю. Посмотрите, что я вам принес? (Показывает бумажные игрушки – хлопушки, выполненные способом оригами. Хлопушки не надутые).

(Мы не знаем, а что это)

-Петрушка: Вы не догадываетесь, потому что у этих предметов нет формы, в них мало воздуха. А если их наполнить воздухом, то получится (надувает)

(Мячики! Шарики! И т. д.)

-Петрушка: Да, это игрушка, называется хлопушка. Она похожа и на мячик, и на шарик, потому, что воздух изменил ее форму и величину. Какой стала хлопушка?

(Хлопушка стала круглой, большой).

-Петрушка: Мы можем поиграть, каждый себе надуйте хлопушку - мячик, и будем задувать мячи в воротики!

Игра «Попади в воротики» (Дети надувают свои хлопушки, берут соломинки, и задувают мячики каждый в свои воротики).

-Петрушка: У меня для вас еще подарочек! Послушайте стихотворение:

Крепко ниточку держи,

Ты ее не отпускай!

Вмиг до тучки улетит

Шар воздушный, так и знай!

(Петрушка показывает детям шарики, они не надуты).

-Воспитатель: Петрушка, спасибо тебе за подарок. Но, посмотрите, дети, как играть с такими шариками?

(Их надо надуть)

-Воспитатель: Что станет с шариком, если его надуть? Предлагаю проверить, (надувает шарик с помощью мини-насоса). Каким стал шарик? Потрогайте его.

(Шарик стал большой, круглый, упругий, и т. д.)

-Воспитатель: Что же делает шарик таким?

(Воздух)

-Петрушка: А я тоже могу надуть шарик! Но для этого мне понадобится простой предмет – воронка.

3 опыт, выполняет Петрушка: надевает на горлышко воронки шарик, широкой стороной погружает воронку в воду, шарик надувается.

-Петрушка: Оп – ля! Мой шарик надулся!

-Воспитатель: Как интересно! Ребята, как вы думаете, почему надулся шарик у Петрушки, ведь он не надувал его, а просто надел на воронку?

(В воронке был воздух. Петрушка воронкой надавил на воду, вода на воздух, и шарик надулся).

-Воспитатель: Петрушка, а можешь ты нам показать еще что-нибудь интересное?

-Петрушка: Охотно покажу. Но мне нужно, чтобы дети мне помогли. Это будет необыкновенный фокус! Чтобы он получился, ребята должны подержать платочек перед этим сосудом с водой, и сказать волшебные слова «Нас, Петрушка, удиви, фокус – покус покажи!».

(Дети закрывают емкость с водой платочком, как ширмой, и произносят волшебные слова).

4 опыт, выполняет Петрушка: кубик с прикрепленным к нему флажком ставит на поверхность воды, накрывает банкой, после чего надавливая на банку, опускает кубик с флажком на дно емкости с водой. Платочек убирается, дети видят, что в воде находится кубик с флажком. Затем Петрушка аккуратно поднимает банку, берет из под нее кубик с флажком, и показывает детям, что флажок сухой.

-Петрушка: Догадайтесь, дети, почему флажок вышел сухим из воды?

(В банке был воздух, поэтому флажок не намок).

-Воспитатель: Спасибо, Петрушка, ты показал ребятам очень интересный фокус! Наши ребята тоже умеют показывать удивительные вещи.

Игра с мыльными пузырями. Дети берут трубочки и формы для выдувания, пускают мыльные пузыри под музыкальное сопровождение (Кабалевский «Клоуны»).

-Петрушка: Я сегодня много узнал про воздух: он есть повсюду, он движется, и необходим для всего живого. А еще он легче воды, может быть упругим, и умеет принимать форму предмета, например, шарика или хлопушки.

-Воспитатель: Петрушка, ребята всегда рады встрече с тобой, приходи к нам еще. (Дети прощаются).

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые» Возраст : 5 - 7 лет (старшая, подготовительная группы). Дидактические задачи: -закреплять знания детей о насекомых; -группировать насекомых.

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Головоломки
Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 27 января 2014 в 10:39
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...