НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»

Туяра Дегтярева
НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»

НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое.

Цель: Приобщение дошкольников к обычаям и традициям родного края.

Задачи:

1. Образовательные:

- повторить и закрепить знания детей о якутской национальной культуре: якутской одежде, музыкальном инструменте хомусе, некоторых традициях;

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к народной культуре и традициям, дружеское отношение друг к другу.

3. Развивающие:

- развивать фантазию, творческое воображение, эстетический вкус.

Материалы к НОД:

- якутская национальная одежда, хомус, макеты деревьев, верёвочка для салама, ленточки на всех детей, игрушки – лошадки, коровы, листы бумаги на каждого ребёнка, ножницы, запись музыки (якутская песня «Якутяночка», игра на хомусе О. Подлужной).

Предварительная работа:

- посещение краеведческого музея д/с, чтение якутской сказки «старушка Бэйбэрикян с пятью коровами», рассматривание иллюстраций книг о якутии, знакомство с хомусом, одеждой якутов.

Ход НОД

Звучит музыка на якутском языке о Якутии.

Заходят дети старшей группы под музыку, садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: - Ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна) Месяц какой? (Май) День недели? (понедельник). А дату сегодняшнего дня может кто-нибудь назвать? 22 мая.

А вы знаете, дети, этот день – 22 мая, для якутов очень необычный, а особенный день. Сегодня в Николин день, во всей Якутии отмечают приход лета. В каждой семье обязательно на столе должны присутствовать блюдо из утки и якутские оладьи. По этому поводу я сегодня нарядилась, оделась в якутский национальный костюм и украшения.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то к нам стучится!

Приходит иностранец. На шее висит видеокамера.

Гость: Здравствуйте! А куда я это попал? В какую страну?

Воспитатель: Здравствуйте! А можно узнать, кто вы такой?

Гость: Я путешественник, люблю путешествовать по разным странам, и снимать кино про них. На этот раз я хотел посмотреть Северный Ледовитый океан, но видимо, я попал не туда.

Воспитатель: Дети, скажите нашему гостю куда он попал, где мы живём.

Дети: п. Светлый, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия).

Гость: Республика Саха говорите, ой как интересно. Значит, я буду снимать кино про вашу республику. А вы мне в этом поможете?

Дети: Конечно поможем.

Воспитатель: Тогда я предлагаю нам вместе с нашим гостем совершить маленькую экскурсию по нашей Якутии, еще зайдем в гости к бабушке Бэйбэрикян. Она очень гостеприимная, и всегда рада гостям.

Гость: А я все это дело буду снимать на своей видеокамере и может у меня получится фильм про вашу страну.

Воспитатель: Для начала послушаем, какие стихи знают про Якутию наши дети.

Ты прекрасна, Якутия,

Край загадок и чудес,

Здесь алмазы, золота

И густой зелёный лес.

Здесь пушистые туманы

И искристые снега,

Белоснежные барханы,

И в сияниях облака.

Здесь стада оленей диких

По бескрайней тундре бродят,

А в зелёных рощах тихих

Глухари свой танец водят.

Якутия, ты прекрасна

Первозданною красой,

Восхищаюсь тобой страстно,

Край суровый и простой!

Воспитатель: Что мы ещё можем рассказать про Якутию нашему гостю?

Дети: Наша республика входит в состав Российской Федерации. Столица – город Якутск, президент – Егор Борисов. У нас добывают много полезных ископаемых: алмазы, золото, природный газ, каменный уголь, серебро. Главный праздник якутов – Ысыах. Это обрядовый праздник встречи лета. Отмечается 25 июня.

Воспитатель: Отправляемся в путь. А чтобы по дороге нам скучно не было, у меня есть кое-что. (показывает хомус) Скажите что это?

Дети: Хомус.

Гость: А что такое хомус?

Дети: это якутский национальный музыкальный инструмент. Якутский хомус – древний музыкальный инструмент народов Якутии. Имеет форму подковы, изготавливается из железа.

Игра на хомусе воспитателя. «Копыта»

На что похожи эти звуки?

Дети: звук копыт.

Воспитатель: Конь является священным животным для якутов. Они считают, что их прародителем является конь, его почитают и называют Дьесегей.

Воспитатель: У нас в стане очень много известных хомусистов. Одна из них, Ольга Подлужная, в прошлом месяце выступила в шоу «Италия ищет таланты». Сейчас под её выступление поиграем в игру «Жеребята». Выполняем произвольные движения, имитируя движения жеребят.

Игра подвижная «Жеребята» под запись игры на хомусе Ольги Подлужной.

Идём дальше.

Видим вывеску «Выставка якутской одежды».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы пришли! А давайте сюда заглянем!

Выставка якутской одежды

Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о якутской одежде? Что мы можем рассказать нашему гостю?

Дети: Женщины одевают платье халадай, жакет, на голову надевают бастынга, нагрудное украшение илин кэбисэр, на руку – бегех.

Одеваем гостью.

Воспитатель: А давайте оденем нашу гостью как якутку.

Игра на хомусе, продолжаем путешествие.

Видим деревья, на ветках висит веревочка.

Гость: А куда это мы пришли? Что это за дерево?

Воспитатель: Это священное дерево якутов, называется Аал Луук мас. Ветви этого дерева доходят до неба. Оно обладает целебными свойствами: постояв возле Дерева жизни и люди, и животные оздоравливаются, набираются сил. Это дерево – символ дружбы и единения всех народов и символ их процветания. Предлагаю всем завязать ленточки на дереве и загадать желание.

Дети и гость завязывают ленточки на верёвочке.

Подходим к урасе бабушки Бэйбэрикян.

Бабушка сидит и вырезает игрушки их бересты.

Старушка Бэйбэрикян:

- Дорооболорун оголор! Здравствуйте дети!

Дети приветствуют старушку и усаживаются полукругом перед урасой.

Бэйбэрикян: Очень рада вас видеть. А вы вовремя пришли. Хотите узнать, чем я занимаюсь?

Ответы детей.

В наше врем, когда я была ребенком вроде вас, не было много магазинов и столько игрушек красивых как у вас, и родители сами мастерили нам игрушки. Я хочу познакомить вас с якутскими национальными игрушками. Вот, посмотрите на них. Возьмите, потрогайте их. Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей) и на что они похожи? (ответы детей)

Правильно, они изображали коров, быков и телят. Потому, что якутский народ почитает этих животных. А еще изображали людей, лошадей, оленей. Вот такими игрушками играли раньше якутские дети.

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас представим, то мы якутские мастера и вырежем и любимых коровушек бабушки Бэйбэрикян. Только вырезать будем не из бересты, а из бумаги.

Дети садятся за заранее приготовленные столы. На столе бумаги, рисунком имитирующие бересту, ножницы.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, у кого какая игрушка получилась. Покажем гостю нашему, чтобы он их поснимал. И подарим гостю на память о нашей стране.

Бэйэбэрикян: Спасибо дети вам, что заглянули ко мне в гости. Я очень рада и благодарна вам. От радости мне захотелось петь и приглашаю всех на осуохай.

Все становятся в круг и водят хоровод «Осуохай»

Гость: Спасибо ребята, за очень интересную экскурсию и за чудесные подарки. Я сейчас возвращаюсь домой и создам фильм, потом вам отправлю, чтобы вы посмотрели в группе. До свидания дети! (уходит)

Воспитатель: Ребята, а вам самим понравилась экскурсия? Что особенно запомнилось и понравилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Перспективный план мероприятий по приобщению к русской народной культуре для средней группы "Перспективный план, по приобщению к русской народной культуре, для средней группы".(с января по май) Тема недели Мероприятие (форма).

Досуговая деятельность по приобщению дошкольников 4–5 лет к культуре русского народа «В гостях у бабушки Матрены» Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о народных традициях. Задачи: Образовательные: - формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Расскажем Буратино о воде» Тема: «Расскажем Буратино о воде» Программные задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей о свойствах воды; учить детей проводить.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре Нравственно патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения детей к национальной культуре. Казакова Наталья Николаевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Детские писатели
  • Зима
Автор публикации:
НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 04:11
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет проведения «Дня Медведя» в группах старшего дошкольного возраста
Сколько много теплых и добрых слов было уже сказано пользователями Маам в адрес всех пользователей и создателем Маам. Я тоже очень рада, что и я вхожу в...
Украшение группы к Новому году. Мобиль «Совушки»
Уважаемые коллеги ! Хочу поделиться с Вами идеей для оформления группы к Новому году Наша группа называется "Совушки" И я, если быть откровенной, очень...
Мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению игрушки «Домик для собачки»
Дорогие друзья, коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению игрушки «Домик для собачки». Целевое назначение: в качества...
Фотозарисовка «Зима»
Фотозарисовка «Зима». Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго и вся природа готовилась к наступлению зимней поры. Все вокруг побелело....
Фотоотчёт о нашей воспитаннице «Маленькая гимнастка»
ФОТООТЧЁТ О НАШЕЙ ВОСПИТАННИЦЕ "МАЛЕНЬКАЯ ГИМНАСТКА" 9 декабря 2017 года в нашем городе прошло традиционное открытое первенство ГАУ ДО «ДЮСШ «Планета...