Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Насекомые»
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности. Расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые»: голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки, стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук, личинки, насекомые, нектар, хищные, полезные, уничтожают, опыляют, кусают, повреждают, летают.
Совершенствовать навык рассматривания картины и формировать целостное представление об изображённом на ней. Формировать навык составления рассказа по картине.
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование слов – антонимов.)
Совершенствование синтаксической стороны речи (распространение предложений).
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать связную речь и навыки общения, речевой слух, зрительное внимание.
Развивать память, тонкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: Картинки к рассказу «Интересный жучок», листы с заданиями «Кто где живёт?» на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Рассматривание насекомых на улице, открыток, беседа о них. Подбор слов-признаков к предметам и объектам. Отгадывание загадок о насекомых и заучивание стихотворений. Словарная работа по теме, знакомство с новыми словами. Чтение В. Танасийчук «Шестиногие соседи».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Д/и «Слушай внимательно»:
Логопед: Я буду называть слова. Если среди этих слов услышите названия насекомых, то поднимите руку. За столы садятся те, кто услышал и повторил название насекомого.
2. Объявление темы:
Логопед: Какое время года сейчас? Какой месяц весны идёт сейчас? Весна в разгаре. Мы сейчас будем говорить о насекомых, вспомним всё об их внешнем виде и образе жизни. Мы проверим ваши знания в интересных играх, послушаем рассказ об интересном жучке и перескажем его.
3. Чтение и ответы на вопросы «Интересный жучок» (по Л. Н. Ефименковой)
По листку полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, чёрненькая, из неё торчат два длинных усика, похожие на щёточки. Спинка покрыта жёстким панцирем. Он оранжевый, в чёрных пятнышках, а посередине узенькая чёрненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.
Вопросы:
- Кто полз по листку?
- Какой он был?
- Какая головка у него?
- Какие усики торчат из головки?
- Чем покрыта спинка?
- Какой панцирь?
- Что под панцирем видно, когда он раздвигается?
-Что сделал жучок?
- Кто это был?
Логопед: Кто хочет пересказать по картинкам рассказ «Интересный жучок»?
4. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» :
По цветку ползет букашка, (выставить из левого кулака указательный палец и
мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка. (накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка, (правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки «ставить»
точки на «спинке» божьей коровки)
5. Д/ игра «Наоборот» (с мячом)
У мухи крылья короткие, а у стрекозы …. .
У жука усы толстые, а у бабочки …. .
У кузнечика спинка широкая, а у водомерки …. .
Шмель большой, а божья коровка …. .
Гусеница передвигается медленно, а пчела …. .
6. Д/и «Назови ласково»
Муравей чёрнень …; бабочка белень….;
Кузнечик зелёнень…; жук полосатень….;
Божья коровка краснень …; муха сереньк…. ;
7. Д/упр. «Кто лишний и почему?»
Муха, комар, крылья, муравей.
Паук, шмель, жук, пчела.
Бабочка, гусеница, змея, оса.
8. Д/ игра «Кто что делает?»
Что делают кузнечики? Стрекочут, прыгают.
Что делают пчелы? Жужжат, летают, кусают, собирают мёд, трудятся.
Что делают комары? Пищат, звенят, летают, кусают.
Что делают мухи? Жужжат, летают, ползают.
Что делают осы? Жужжат, летают, кусают.
Что делают муравьи? Строят, ползают, трудятся.
Что делает шмель? Летает, жужжит, ползает.
9. Д/игра «Кто где живёт?»
Где живут кузнечики? Кузнечики живут в траве на лугу.
Где живут пчёлы? Пчёлы живут в ульях. Дикие пчёлы живут в дуплах.
Где живут комары? Комары живут в лесах, около воды.
Где живут мухи? Мухи живут там, где грязно, тепло и неприятный запах.
Где живут осы? Осы живут в осиных гнёздах.
Где живут муравьи? Муравья строят муравейники и там живут.
Где живёт шмель? Шмель роет норку в земле на лугу.
10. Итог: Д/и «Найди и назови» (в сухом бассейне)
Дети находят на ощупь мелкие фигурки (кузнечик, сороконожка, бабочка, стрекоза, жук-усач, божья коровка, паук) в сухом бассейне и пытаются их отгадать.
Логопед: Кого вы нашли в бассейне? О ком мы сегодня говорили? Какие игры вам особенно понравились?