МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии

Татьяна Диомидова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии

Аннотация : Подгрупповое занятие по формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования для старших дошкольников с ТНР с использованием нейропсихологических упражнений, а так же наглядных, словесных и игровых приёмов. Представлены игры и упражнения на развитие лексико- грамматического строя речи, звукового анализа, мелкой моторики, пространственной ориентации.

Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии» размещена в разделах

Ключевые слова: автоматизация звука, фонематическая сторона речи, тяжёлые нарушения речи, развитие сенсомоторного репертуара.

Цели: Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-расширение естественнонаучных представлений о животных жарких стран;

- актуализация и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»;

- совершенствование грамматического строя речи; (образование сложных слов, согласование существительных с числительными);

-совершенствование слогового анализа;

Коррекционно-развивающие :

- развитие сенсомоторных навыков, используя анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический;

-формирование речевого выдоха, используя дыхательную гимнастику;

-развитие координации движений, саморегуляции, чувства ритма;

- развитие пространственных представлений;

- развитие фонематического восприятия, речевого слуха;

- развитие координации речи с движением;

-развитие внимания и наблюдательности.

- Воспитательные:

- воспитание познавательно-исследовательского интереса.

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание активности и инициативности;

-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: магнитная доска, аудиозапись звуков моря, предметные картинки с изображением животных жарких стран, «звучащие» мешочки, бумага для заметок четырё х цветов: красная, синяя, жёлтая, зелёная; цветные маркеры-резинки; бабочка для глазодвигательной гимнастики, мяч.

Предварительная работа: заучивание стихов о животных жарких стран, разучивание нейропсихологической зарядки «Дельфины» (автор Т. Ланина из книги А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М., 2007г., чтение рассказа Е. Чарушина «Слон», стихотворения В. Маяковского «Что не страница,- то слон, то львица…»,разучивание ритмического упражнения «Обезьяны и упражнений, направленных на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма: «Львята», «Гусеницы», «Бабочки», «Черепашки», дыхательные упражнения.

1. Организационный момент.

Логопед: Собирайтесь-ка, друзья,

Отправляться в путь пора!

Дети под ритмичную музыку двигаются по ковру, стараясь избежать столкновений друг с другом. По окончании музыки дети останавливаются.

Логопед: Конечная остановка «Зоопарк». Чтобы пройти в зоопарк, нужен разноцветный пропуск. Поднимите левую руку. (Логопед одевает на левую руку детей красные маркеры.)

2. Основная часть.

Логопед: Вот мы и приехали в зоопарк. Посмотрите, какие животные живут в зоопарке.

В этой клетке живёт самое крупное наземное животное. Самая впечатляющая особенность, конечно, длинный подвижный хобот. Через хобот он дышит, захватывает пищу, пьёт. Кто это?

Дети: Это слон.

Рассказывает ребё нок: Очень много силы в нём,

Ростом он почти как дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

Логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением семьи слонов в зоопарке.

Логопед: посмотрите, ребята, здесь не один слон, а целая семья. Как вам кажется, какая у слонов семья?

Дети: Дружная, заботливая, внимательная.

Логопед: Подберите слова-признаки к слову слон. Слон какой?

Дети: Большой, огромный, серый, мощный, крупный, добрый.

Логопед: Молодцы! Продолжаем своё путешествие. А около этой клетки нужно ходить тихо. Здесь кто-то спит. Вы узнали это животное. Да, это медведь. Послушайте, как он дышит во сне и сопит. Давайте попробуем подышать как мишка. Выполним дыхательную гимнастику.

Дети ложатся на ковёр, правую руку кладут на область движения диафрагмы, левую – на живот Упражнение на дыхание выполняется 3 раза.

Логопед: Сделайте полный выдох. Наберите воздух медленно через нос. На две секунды задержите воздух. Сделайте полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через рот.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Логопед: Мы не разбудили медведя? Идём дальше. Чтобы узнать, кто живёт в этой клетке, нужно отгадать загадку.

Ребё нок рассказывает стихотворение-загадку:

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

И питается оно листьями,

Листьями с деревьев.

Логопед: Правильно, ребята, это жираф. Сколько жирафов изображено на картинке?

Дети: Два жирафа.

Логопед: Придумайте красивые слова про красавцев – жирафов.

Дети: Жирафы – красивые, пятнистые, длинноногие, длинношеие.

Логопед: Переходим в павильон, где находятся насекомые. Каких насе5комых вы знаете? (Бабочки, жуки, гусеницы, кузнечики). Посмотрите, какие красивые бабочки. Узоры на крылышках бабочек считаются одним из чудес природы – так они интересны и необычны. Крылья покрыты мелкими чешуйками. Бабочки питаются нектаром цветов. Давайте последим за движением бабочки глазами.

Проводится глазодвигательная гимнастика по А. Семенович.

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Логопед: А рядом с бабочками - посмотрите кто? Это гусеницы.

Рассказывает ребё нок: Этот странный дом без окон

У людей зовётся кокон.

Свив на ветке этот дом.

Дремлет гусеница в нём.

Логопед: Какие слова-признаки можно подобрать к слову «гусеница»?

Дети: Разноцветная, яркая, полосатая.

Логопед: А сейчас покажите как гусеницы ползают.

Выполняется упражнение – растяжка «Гусеницы» : руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперёд, снова ноги «шагают» к рукам и т. д. Во время движения ладони рук и ног не отрываются от пола.

Логопед:А в следующей клетке находится животное, которое называют «царём зверей».

Рассказывает ребё нок:

Вы разве не знаете папы –

Большого рыжего льва?

У него тяжёлые лапы

И косматая голова.

Он громко кричит - басом,

И слышно его далеко.

Он ест за обедом мясо,

А мы сосём молоко. (С. Я. Маршак)

Логопед: Скажите ребята, а как зовут детёнышей льва? (львята) Как называют маму львят? (львица) Покажите как ходят львята.

Выполняется упражнение на коррекцию базовых сенсомоторных координаций «Львята» : дети ползут вперёд с одновременным передвижением руки и ноги. При этом руки и ноги располагаются параллельно друг другу. Затем дети выполняют это упражнение разноимёнными руками и ногами.

Логопед: Рядом со львятами – клетка с обезьянами. Они вечно смеются и весело дразнятся. Обезьянки любят играть в звучащие мешочки. Поиграем вместе с ними.

Проводится упражнение на развитие чувства ритма со звучащими мешочками. (мешочки ритмично перекладываются из руки в руку под проговаривание стихов)

Лучшие качели –

Быстрые лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается –

Да-да-да!

Тот не огорчается

Ни-ког-да! (Берестов)

Логопед: Давайте поиграем в игру «Сложные слова». Я бросаю вам мяч и говор, из каких слов вы должны будете образовывать слово, отвечающее на вопрос «какой?»

Если у жирафа длинная шея, то он какой?

Дети: Жираф длинношеий.

Логопед: Если у жирафа длинные ноги, то он какой?

Дети: Жираф длинноногий.

Логопед: Если у слона большие уши, то он какой?

Дети: Слон большеухий.

Логопед: Если у льва длинная грива, то он какой?

Дети: Лев длинногривый.

Логопед: Если у бабочки крылья разного цвета, то крылья какие?

Дети: Крылья разноцветные.

Логопед: Вот и павильон с дельфинами.

Рассказывает ребё нок:

Дельфины - жонглёры, певцы, акробаты.

Дельфины смышлёные очень ребята.

Дельфины считают,

Дельфины читают

И даже детишек на спинах катают. (Н. Нищева)

Логопед рассказывает, а дети выполняют движения нейропсихологической гимнастики. «Дельфины» (Т. Ланина)

" На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

е) Один нырнул, а другой вынырнул.

ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

и) Ну-ка показали все ножки-осминожки.

й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!".

Расшифровка сценария:

а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

б) Руки в замке на уровне груди "рисуют" в воздухе большую волну горизонтально полу.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.

ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Логопед: Зашумело море, и на берег выползла черепаха.

Звучит аудиозапись шума моря.

Логопед: Покажите, как черепаха спряталась в панцирь. Сначала черепаха дростаёт правую ручку, потом левую ножку, левую ручку, правую ножку. Вытягивает шею Лежит, растягивается. Молодцы!

Логопед: Поиграем в игру «Разноцветные листочки».

Логопед раскладывает на ковре бумагу для заметок.

Логопед: Вспомните, каких животных мы видели в зоопарке. Назовите. Разделим названия животных на слоги.

Красными листочками закроем картинки со словами, состоящими из одного слога.

Зелёными листочками закроем картинки со словами, состоящими из двух слогов.

Жёлтыми листочками - картинки со словами, состоящими из трех слог

Синими- картинки со словами, состоящими из четырех слогов.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Когда все животные на доске оказываются закрытыми, логопед оценивает работу детей.

3. Итог.

Логопед: Время нашей экскурсии подошло к концу. Встреча с какими животными в зоопарке запомнилась вам больше всего?

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку мы наблюдаем рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Это расстройство.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Цели и задачи: закрепление представлений о зиме; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной логопедической группе «Зима» Цели и задачи: закрепление представлений о зиме; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического.

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических категорий языка «Труд повара. Продукты питания» .

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка для дошкольников с ОНР «Посуда» Цель: Образование относительных прилагательных, приставочных глаголов. Задачи: Коррекционно-образовательные: Расширение словаря по теме.

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Королевство Зимы» Цель: закрепить и активизировать словарный запас по теме «Зима» Задачи: 1. коррекционно-образовательные: упражнять в подборе родственных.

«Посуда». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР Цель: учить классифицировать предметы посуды; активизировать словарь по теме. Задачи: коррекционно-образовательнаые: учить детей подбирать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и формированию связной речи «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Конспект занятия по формированию.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе «Домашние птицы» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии
Опубликовано: 23 мая 2019 в 12:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД