Папки-передвижки

НОД по Развитию речи. Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову — Микитову)

Рамиля Юсупова
НОД по Развитию речи. Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову — Микитову)

НОД по развитию речи

Тема : Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову - Микитову)

Цель: Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

Задачи: Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.

Публикация «НОД по Развитию речи, Тема: Пересказ рассказа „Клесты“ (по И, Соколову — Микитову)» размещена в разделах

Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.

Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».

Интеграция областей: Коммуникация, Познание

Методические приемы: Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико – грамматические упражнения.

Оборудование: графические схемы, картинный материал «Клесты», аудиокассета.

Предварительная работа:

• Чтение рассказов о зимующих птицах;

• Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Клесты»;

• Знакомство с творчеством писателя;

• Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;

• Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки»).

Ход НОД:

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Посмотрите на доску. Какое время года вы видите?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На елках лежит снег.

Воспитатель: Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Птицы еще осенью улетели в теплые края…

А может кто-то остался?

Воспитатель: Назовите этих птиц. (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, снегири, синицы, свиристели)

Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: А почему они остались здесь и не улетели в теплые края?

Дети: Потому что эти птицы могут найти себе корм.

Хороводная игра: “Синичка”

Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок. (кружатся)

Вот присела на минутку, (приседают)

Почесала клювом грудку, (причесывают пальчиками грудь)

И с дорожки – на плетень, (убегают на места)

Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук)

Сюрпризный момент: “Гнездо”

Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, как вы думаете, чье оно?

Дети: Это гнездо вороны.

Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птички.

Давайте подумаем, зачем птичкам гнездо?

Дети: Птичкам нужно гнездо, чтобы высиживать птенчиков.

Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?

Дети: Птицы высиживают гнездо весной.

Воспитатель: Да, верно. Но ведь у нас сейчас зима.

Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?

Дети: Это клест.

- Клест – это самая удивительная птица! Клеста всегда легко узнать по его клюву. На что похож его клюв? клестов клюв похож на крестик.)

Дети: Он им нужен, чтобы добывать себе еду.

А скажите, чем питаются другие птицы: синицы, воробьи, снегири, голуби? (ответы детей по картинкам). А клест достает семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь.

А еще клест - птица самая закаленная! Почему? (Потому что никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов).

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Речевое упражнение «Какие бывают клесты. Придумай слово»

Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

1. Одних клестов называют так : «Клест – сосновИк» (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).

2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. (ело-вИк)»

3. А третий клест называется «белокрылый». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком. Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)

Динамическая пауза. Игра с мячом «Посчитаем». Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительным.

Дети «летают» друг за другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый клест, второй клест …»

Чтение адаптированного рассказа «Клесты». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.

- Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты».

Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.

- Чем не похожи на других птиц клесты?

Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.

- Чем питаются клесты?

Дети: Клесты питаются семенами еловых шишек

- Как клесты добывают семена?

Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.

- Какие зимние гнезда у клестов?

Дети: У клестов гнезда теплые и глубокие.

- Где скрыты гнезда?

Дети: Гнезда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.

- Как самки высиживают своих птенцов?

Дети: Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд.

- Что делает самец?

Дети: Самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить скороговорку о клестах :

Два клеста на ветку сели,

Полетели шишки с ели.

Угодила шишка в Мишку

И набила Мишке шишку.

А какие еще скороговорки о птицах вам известны?

Повторное чтение текста с установкой на запомининие и пересказ. Развитие долговременной памяти.

- Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.

Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графической мнемодорожки.

Дети находят и выставляют опорные схемы.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. (Парами или по цепочке)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?

- Чем необычно клесты?

- Чему вы сегодня научились?

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух» Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) с детьми подготовительной группы Тема: Твои защитники.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Мамин день» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Учить детей пересказывать небольшое по объему произведение. Учить последовательно логично.

Конспект НОД по пересказу русской народной сказки «Три медведя» Видео Область: «Речевое развитие» Тема: русская народная сказка «Три медведя». Цель: обучение детей пересказу знакомого текста с прямой речью.

Конспект занятия по развитию речи с использованием КТ Тема: «Одежда. Составление описательного рассказа». .

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: Развивать умения детей правильно пересказывать литературный текст, используя слова автора. Продолжать использовать распространенные.

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Составление рассказа из личного опыта» разновозрастная группа от 4 до 6 лет Программное содержание. Развивать умение отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное; включать в повествование.

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа «Кот Васька» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Тема: Пересказ рассказа «Кот Васька» с использованием опорных картинок. Цель: закреплять умение.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.

Тема НОД «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна» для детей среднего возраста Задачи: - сформировать у детей умения пересказывать текст последовательно, близко к тексту; Гр. Стр. речи: упражнять на согласование существительных.

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж» Занятие по развитию речи в старшей группе с использованием технологии проблемного обучения Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по М. Пришвину).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по Развитию речи. Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову — Микитову)
Опубликовано: 14 июля 2015 в 21:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД