НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»

Ольга Томарова
НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»

План – конспект непосредственной образовательной

экспериментальной игровой деятельности

Тема: Вода и ее свойства.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

2. Уточнить и закрепить знания детей о значении воды;

3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

4. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

5. Активизировать словарь детей словами: лаборатория, стерильность, лаборант, исследование.

6. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать в парах.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о значении воды

2. Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

3. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

4. Чтение сказки «Путешествие Капельки»

5. Рассказ «Крошка Енот»

6. Беседа «Кому нужна вода»

Оборудование и материал: белые халаты на каждого ребенка, бахилы и белые колпаки, магнитная доска, магниты, схемы свойств воды, настой ромашки, куб, шар, пластмассовые стаканчики, картинки (по 1 штуке на стол, стаканы с молоком (по 1 штуке на стол, краски и кисточки (по 1 шт. на стол, таз, ведро, салфетки, ваза круглой формы, мультимедиа.

Ход игры:

Вводная часть

Артикуляционная гимнастика

Потянем ротик прямо к ушкам,

Ротик словно у лягушки.

Всем он улыбается,

Всем он очень нравится.

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

Мы сегодня с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств и проверим какими свойствами обладает вода.

Слайд «Водопад»

- А что вы знаете о воде? (ответы детей)

Вода бывает хорошо,

А бывает плохо.

Расскажи - ка мне, дружок.

Нет ли здесь подвоха?

Когда вода бывает хорошо, а когда плохо? (ответы детей).

Вывод: вода имеет очень огромное значение

Чтобы уточнить наши знания мы с вами отправимся в лабораторию.

- А что такое лаборатория? (ответы детей).

Слайд «Лаборатория»

- Лаборатория – это учреждение, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.

Слайд «Лаборатория в горах»

- Наша лаборатория находится в море и так просто нам до нее не дойти. Как можно добраться до нее? (предложения детей. Подвести к самолету).

Слайд «самолёт»

Физминутка.

«Самолет» (под гул самолета)

Пролетает самолет, (смотрим вверх, провожая глазами самолет)

С ним собрался я в полет! (показывая себя. Руки сверху -вниз)

Правое крыло отвел– (правая рука в сторону)

Левое крыло отвел - (левая рука в сторону)

Я мотор завожу (руки согнуты перед собой «заводим» мотор)

И внимательно гляжу! (рука ко лбу)

Поднимаюсь и лечу, (имитирование полета вокруг себя)

Возвращаться не хочу! (имитирование)

Сели. Заглушите мотор.

Слайд «Лаборатория»

- Ребята, а чем лаборатория отличается от других учреждений? (ответы детей). В лаборатории проводят исследования, люди работают в специальной одежде, все стерильно. А что такое стерильность? (отчищенное помещение, без бактерий и микробов). И чтобы поддерживать эту чистоту надо надеть халаты, бахилы, колпаки.

- Пройдите к столам. У каждого на стульчике висят халаты. Оденьте, пожалуйста. Как вы заметили работать мы будем в парах, чтобы друг другу помогать.

- Все готовы?

- Хорошо! Можете присесть на стульчики.

- Ребята, а какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов? (ответы детей).

Правила безопасности:

1. Действовать только под руководством взрослого.

2. Во время опытом надо быть аккуратными, наблюдательными, не отвлекаться.

3. По окончанию работы следует убрать свое место.

Работать мы будем в парах. Почему? (друг другу помогаем, обсуждаем, что бы каждый попробовал провести какой – ни будь эксперимент).

Молодцы!

Проверьте, все ли есть у вас на столах: пластмассовые стаканчики, картинка, стакан с молоком, краски, кисточка, салфетки. У всех все есть на столах?

Хорошо. Готовы? (да).

Начинаем исследовать воду.

Хорошо.

Основная часть (практическая)

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

1 опыт «Вода – жидкость» (текучесть)

Ребята, а вода льется или падает?

Возьмите стаканчик с водой и пустой стаканчик. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Вода льется или падает? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью, а свойство текучести.

Слайд схемы №1

2 опыт «Вода не имеет форы»

Как вы думаете, вода имеет форму? (ответы детей).Проверим?

Посмотрите, что у меня в руках? (куб и шар). Какой формы куб? (квадратной). А какой формы шар? (круглой). А для того чтобы проверить какой формы вода, мы возьмем маленький стаканчик и наполним его водой. Перельем эту воду в большой стаканчик. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Слайд схемы №2.

- Прочитайте схему (вода не имеет формы).

3 опыт «Вода бесцветна» (прозрачность)

Ребята, а какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим.

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей).

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Слайд схемы №3.

- Прочитайте схему (вода прозрачна).

4 опыт «Вода не имеет запаха»

Ребята, а вода имеет запах?

Перед вами стоят стаканчики. В одном – вода, а что в другом стаканчике? (настой ромашки). Правильно. Мы каждый день пьем настой ромашки, поэтому этот запах вам знаком.

А как вы думаете, если добавить настой ромашки в воду, вода будет иметь запах? (ответы детей). Проверим?

Проведите эксперимент.

Проверьте, есть запах или нет (ответы детей). И снова проверьте, есть ли запах у воды. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет и запах.

Слайд схемы №4.

- Прочитайте схему (вода не имеет запаха).

- Около нашей лаборатории есть маленькое озеро. Следующее наше экспериментальное исследование пройдет именно около озера. Проверьте свои столы. Все ли в порядке? Снимите халаты, колпаки, повесьте их аккуратно на спинку стульчиков.

Проходите ко мне.

Ставлю стул с тазом (озеро)

Гимнастика для глаз:

Мы у озера стоим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

5 опыт «Вода – зеркало» (отражает)

Подойдите ко мне.

Посмотрите в таз. Что вы там видите? (ответы детей).А свое лицо видите? (да) А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.).

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Слайд №5.

- Прочитайте схему.

Молодцы!

Заключительная часть (подведение итогов)

Отойдите от стола.

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? (да) Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Молодцы!

Слайд со всеми схемами

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде? (показываю схемы).

- Вы сегодня хорошо работали. Мне очень понравилось. Спасибо!

- Посмотрите на свои столы. Все в порядке?

- Снимайте халаты, бахилы, колпаки.

Звучит гул самолета.

Слайд «Самолет»

- Нам пора возвращаться. Самолет нас уже ждет.

- А гостям мы говорим… дети: «До свидания!»

«Улетаем» за двери зала.

НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»
Публикации по теме:

Для уголка экспериментированияДля уголка экспериментирования В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. [cut=Читать далее. ] Задачи уголка:.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема: «Волшебница - вода» Основная идея, обоснование выбора: 1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 17:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...