НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»

Ольга Томарова
НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»

План – конспект непосредственной образовательной

экспериментальной игровой деятельности

Тема: Вода и ее свойства.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

2. Уточнить и закрепить знания детей о значении воды;

3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

4. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

5. Активизировать словарь детей словами: лаборатория, стерильность, лаборант, исследование.

6. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать в парах.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о значении воды

2. Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

3. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

4. Чтение сказки «Путешествие Капельки»

5. Рассказ «Крошка Енот»

6. Беседа «Кому нужна вода»

Оборудование и материал: белые халаты на каждого ребенка, бахилы и белые колпаки, магнитная доска, магниты, схемы свойств воды, настой ромашки, куб, шар, пластмассовые стаканчики, картинки (по 1 штуке на стол, стаканы с молоком (по 1 штуке на стол, краски и кисточки (по 1 шт. на стол, таз, ведро, салфетки, ваза круглой формы, мультимедиа.

Ход игры:

Вводная часть

Артикуляционная гимнастика

Потянем ротик прямо к ушкам,

Ротик словно у лягушки.

Всем он улыбается,

Всем он очень нравится.

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

Мы сегодня с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств и проверим какими свойствами обладает вода.

Слайд «Водопад»

- А что вы знаете о воде? (ответы детей)

Вода бывает хорошо,

А бывает плохо.

Расскажи - ка мне, дружок.

Нет ли здесь подвоха?

Когда вода бывает хорошо, а когда плохо? (ответы детей).

Вывод: вода имеет очень огромное значение

Чтобы уточнить наши знания мы с вами отправимся в лабораторию.

- А что такое лаборатория? (ответы детей).

Слайд «Лаборатория»

- Лаборатория – это учреждение, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.

Слайд «Лаборатория в горах»

- Наша лаборатория находится в море и так просто нам до нее не дойти. Как можно добраться до нее? (предложения детей. Подвести к самолету).

Слайд «самолёт»

Физминутка.

«Самолет» (под гул самолета)

Пролетает самолет, (смотрим вверх, провожая глазами самолет)

С ним собрался я в полет! (показывая себя. Руки сверху -вниз)

Правое крыло отвел– (правая рука в сторону)

Левое крыло отвел - (левая рука в сторону)

Я мотор завожу (руки согнуты перед собой «заводим» мотор)

И внимательно гляжу! (рука ко лбу)

Поднимаюсь и лечу, (имитирование полета вокруг себя)

Возвращаться не хочу! (имитирование)

Сели. Заглушите мотор.

Слайд «Лаборатория»

- Ребята, а чем лаборатория отличается от других учреждений? (ответы детей). В лаборатории проводят исследования, люди работают в специальной одежде, все стерильно. А что такое стерильность? (отчищенное помещение, без бактерий и микробов). И чтобы поддерживать эту чистоту надо надеть халаты, бахилы, колпаки.

- Пройдите к столам. У каждого на стульчике висят халаты. Оденьте, пожалуйста. Как вы заметили работать мы будем в парах, чтобы друг другу помогать.

- Все готовы?

- Хорошо! Можете присесть на стульчики.

- Ребята, а какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов? (ответы детей).

Правила безопасности:

1. Действовать только под руководством взрослого.

2. Во время опытом надо быть аккуратными, наблюдательными, не отвлекаться.

3. По окончанию работы следует убрать свое место.

Работать мы будем в парах. Почему? (друг другу помогаем, обсуждаем, что бы каждый попробовал провести какой – ни будь эксперимент).

Молодцы!

Проверьте, все ли есть у вас на столах: пластмассовые стаканчики, картинка, стакан с молоком, краски, кисточка, салфетки. У всех все есть на столах?

Хорошо. Готовы? (да).

Начинаем исследовать воду.

Хорошо.

Основная часть (практическая)

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

1 опыт «Вода – жидкость» (текучесть)

Ребята, а вода льется или падает?

Возьмите стаканчик с водой и пустой стаканчик. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Вода льется или падает? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью, а свойство текучести.

Слайд схемы №1

2 опыт «Вода не имеет форы»

Как вы думаете, вода имеет форму? (ответы детей).Проверим?

Посмотрите, что у меня в руках? (куб и шар). Какой формы куб? (квадратной). А какой формы шар? (круглой). А для того чтобы проверить какой формы вода, мы возьмем маленький стаканчик и наполним его водой. Перельем эту воду в большой стаканчик. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Слайд схемы №2.

- Прочитайте схему (вода не имеет формы).

3 опыт «Вода бесцветна» (прозрачность)

Ребята, а какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим.

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей).

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Слайд схемы №3.

- Прочитайте схему (вода прозрачна).

4 опыт «Вода не имеет запаха»

Ребята, а вода имеет запах?

Перед вами стоят стаканчики. В одном – вода, а что в другом стаканчике? (настой ромашки). Правильно. Мы каждый день пьем настой ромашки, поэтому этот запах вам знаком.

А как вы думаете, если добавить настой ромашки в воду, вода будет иметь запах? (ответы детей). Проверим?

Проведите эксперимент.

Проверьте, есть запах или нет (ответы детей). И снова проверьте, есть ли запах у воды. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет и запах.

Слайд схемы №4.

- Прочитайте схему (вода не имеет запаха).

- Около нашей лаборатории есть маленькое озеро. Следующее наше экспериментальное исследование пройдет именно около озера. Проверьте свои столы. Все ли в порядке? Снимите халаты, колпаки, повесьте их аккуратно на спинку стульчиков.

Проходите ко мне.

Ставлю стул с тазом (озеро)

Гимнастика для глаз:

Мы у озера стоим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

5 опыт «Вода – зеркало» (отражает)

Подойдите ко мне.

Посмотрите в таз. Что вы там видите? (ответы детей).А свое лицо видите? (да) А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.).

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Слайд №5.

- Прочитайте схему.

Молодцы!

Заключительная часть (подведение итогов)

Отойдите от стола.

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? (да) Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Молодцы!

Слайд со всеми схемами

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде? (показываю схемы).

- Вы сегодня хорошо работали. Мне очень понравилось. Спасибо!

- Посмотрите на свои столы. Все в порядке?

- Снимайте халаты, бахилы, колпаки.

Звучит гул самолета.

Слайд «Самолет»

- Нам пора возвращаться. Самолет нас уже ждет.

- А гостям мы говорим… дети: «До свидания!»

«Улетаем» за двери зала.

НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»
Публикации по теме:

Для уголка экспериментированияДля уголка экспериментирования В каждой группе детского сада обязательно есть уголок экспериментирования, кто-то называет его иначе. [cut=Читать далее. ] Задачи уголка:.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема: «Волшебница - вода» Основная идея, обоснование выбора: 1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 17:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...