Валентина Денисова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней»
НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Волшебный мир камней»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, преподаватель ИЗО искусства школы-студии «Берегиня».
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебный мир камней“» размещена в разделах
Цель: формировать духовно – нравственные чувства и ценности, через ознакомление с природными ископаемыми (минералами).
Задачи:
• дать представление об Уральском крае, как богатейшем крае страны;
• расширять знания о поделочных камнях;
• познакомить с техникой «расписной пластилин»;
• развивать сенсорно-эстетическое восприятие.
Словарь: ювелир, «седой Урал», «Урал батюшка».
Материалы: карта России, коллекция камней и изделия из них, пластилин, стеки, салфетки, доски, опорные схемы, мультимедийная аппаратура.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы: П. П. Бажов, Д. М. Мамин – Сибиряк, Л. Татьяничева и др.
• рассматривание иллюстраций с изображением камней и изделий из них;
• знакомство с коллекцией камней и минералов (Урал);
• мини-выставка литературных произведений П. П. Бажова;
• просмотр мультфильмов: «Каменный цветок», «Сказ об Урале», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Огневушка поскакушка», «Синюшкин колодец».
Ход :
Воспитатель:
Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия!
Воспитатель:
Правильно, у нашей страны удивительное, красивое, звучное имя – Россия! Посмотрите, ребята на карту. Вот как много места занимает наша страна. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Чем же богат и знаменит Урал, узнаем из презентации.
Презентация «Урал»
Вопросы по презентации
1. Чем богат Урал? – (полезными ископаемыми, камнями самоцветами).
2. Чем знаменит Урал? - (мастерами, изделиями).
3. Кто писал сказки об Уральских людях и камнях самоцветных? – (П. Бажов)
4. Какие сказки П. Бажова вы знаете?
Воспитатель: Молодцы!
А теперь предлагаю пройти в наш мини-музей, для того чтобы рассмотреть коллекцию камней и изделия из них.
Динамическая пауза.
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
НЕ боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад!
Неспроста говорят, что Урал богат.
Изумруды и алмазы ярче солнца горят!
Есть в музее у нас малахит и топаз,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший,
Уголек антрацит.
Вопросы:
1. Какие камни из нашей коллекции вам знакомы?
2. Знаете ли вы, какой камень ваш по гороскопу?
3. Кто изготавливает изделия из камня?
4. Как вы думаете, какие изделия сделать сложнее: маленькие или большие? Почему?
Звучит музыка, появляется Хозяйка медной горы.
Хозяйка:
- Здравствуйте, ребята. Очень вы меня порадовали знаниями своими о крае Уральском, о богатствах, что в недрах, таятся, о людях умелых. А знаете ли вы, почему камни разноцветные?
Чтобы раскрыть тайну камней, пройдем за столы и я расскажу и покажу почему и как камни становятся разноцветными.
Ребята посмотрите на схемы, на них показаны, какие цвета соответствуют каждому камню. Подумайте и выберите пластилин тех цветов, какой камень вы хотели бы получить. Теперь из кусочков выбранного пластилина скатайте шарики и поставьте их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет…Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один. Наша планета вращалась вокруг своей оси, падал снег, лил дождь, дул ветер каменные пласты перемещались, выдувались, смешивались…
Вот и получились у вас камни – самоцветы- самоцветные.
А теперь давайте разрежем стекой наши «камешки» и полюбуемся на срезы. Предлагаю сделать общую коллекцию камней самоцветов.
Ну что же, ребята, теперь вы знаете секреты камней и умеете при помощи техники «расписной пластилин» сделать имитацию камней.
Воспитатель: спасибо, тебе Хозяйка медной горы, мы с ребятами обязательно сделаем поделки в технике «расписной пластилин».
Хозяйка: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, как настоящие мастера. А в память о встрече я хочу оставить вам вот эти поделки, выполненные в технике «расписной пластилин».
Дети: Спасибо.
Хозяйка: До свидания.
Воспитатель: ребята, вы столько много сегодня узнали и научились, о чем вы расскажите родителям? Чему сможете научить друзей?
Ответы детей….
Воспитатель: а теперь я предлагаю пополнить наш мини-музей новой коллекцией и давайте пригласим гостей…