Папки-передвижки

НОД с детьми старшей логопедической группы «Традиции и обычаи русского народа»

Дьякова Ирина
НОД с детьми старшей логопедической группы «Традиции и обычаи русского народа»

Традиции и обычаи русского народа

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Традиции русского народа» (традиция, Россия, страна, Родина; прекрасные, добрые, смелые, сильные, трудолюбивые, храбрые, умные, щедрые, талантливые; ярмарка; коробейник; сахарница; стакан, конь, черпак, ложка, кружка, белка, мишка, матрешка, барыня, крышка, стенки, дно, чаша, рукоятка, ручка, деревянный, глиняный, белокочанная капуста, сочный помидор, хрустящая морковка, репчатый лук, коричневая картошка, манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка, горох, крупа, манная, пшенная, пшеничная, гречневая, овсяная, рисовая, перловая, гороховая);

Публикация «НОД с детьми старшей логопедической группы „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

учить составлять описательный рассказ по графическому плану (по опорным картинкам)

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие связной, диалогической речи;

развитие навыков речевого общения;

развитие памяти, зрительного внимания и восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

развивать интерес к предметам народно-прикладного искусства;

воспитывать любовь к Родине, к русскому народу уважение к его традициям;

формирование доброжелательности.

Оборудование:

аудиозапись «Русский хоровод», «Русская пляска», ноутбук, колонки; хлеб и соль, рушник, платочки, зонт с лентами; географическая карта России; указка; иллюстрации к русским народным сказкам («Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван Царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк»); иллюстрации «Ярмарка», «Коробейники»; костюм коробейника; короб с товарами-изделиями народно-прикладного искусства (стакан, сахарница, черпак, ложка (хохлома, глиняная кружка, белка и мишка (деревянные игрушки, матрешка, барыня (дымковская игрушка); корзинка; стол; бабушка Агафья (ростовая кукла); овощи в корзинке (помидор, картошка, капуста, морковь, лук); крупы в тарелочках (манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка, горох; поднос; влажные салфетки (3 шт.); графический план для составления описательного рассказа (опорные картинки).

Предварительная работа:

знакомство детей с понятиями «традиция», «ярмарка», «коробейник», с географической картой, показ границ России; дети из дома приносят разные крупы; разучивание роли коробейника и бабушки Агафьи, знакомство с движениями русской народной пляски (муз. деятельность).

Ход занятия:

1. Орг. момент. Звучит музыка («Русский хоровод»). Дети заходят в группу.

Встречаем детей с хлебом и солью.

– Ребята, мы неспроста встретили вас с хлебом и солью. Как вы думаете, почему?

– Угостить хлебом да солью – проявить уважение и гостеприимство, пожелать благополучия и достатка. Это традиция известна с давних времен.

Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

- Это значит гостей принимать.

- А что значит «Принимать»?

- встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

- Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

- В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

- Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома, всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

- Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»

А если гость заходил во время ужина?

- Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

– Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о русском народе и его традициях.

– А как называется наша страна? (Россия)

– Да, мы живем в России.

– Сейчас …. (имя ребенка) покажет на карте границы нашей страны.

(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)

2. Основная часть

1) Подбор слов-признаков.

– Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и людьми.

– Какие люди живут в нашей стране? Давайте подберем слова. Какие люди? (Прекрасные, добрые, смелые, сильные, трудолюбивые, храбрые, умные, щедрые, талантливые, дружные, гостеприимные)

2) Игра «Отгадай сказку».

Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок.

Вы знаете, русские народные сказки?

Значит, вы сможете их узнать по картинкам.

Работа с иллюстрациями (все дети поочередно) :

Перед ребенком перевернутые иллюстрации к русским народным сказкам. Ребенок выбирает одну из них и говорит, к какой она сказке, объясняет свой ответ.

( Образец ответа: «Эта картинка к сказке … Я так думаю, потому что на ней нарисована …»)

3) Сюрпризный момент.

– Трудолюбив народ русский. Много в России мастеров. А изделия, изготовленные ими, часто можно увидеть на ярмарках, они их продавали (Иллюстрации – ярмарка)

Любили люди на ярмарках играть, веселиться. По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гуляние. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

- А ну, честной народ, выходите поиграть,

Выши ножки подразмять!

Русская народная игра «Карусель»

– На ярмарке много коробейников (Иллюстрации – коробейники)

– Один из них к нам заглянул.

Выходит, коробейник, говорит:

– Раздайся, народ!

Коробейник идет!

С товарами разными,

Лентами красными,

Игрушками забавными,

Ложками деревянными. (Ставит короб с товарами на стол)

Стою на краю, почти даром всё отдаю!

Воспитатель:

– Коробейник, что ты хочешь получить за свои товары? Какова цена?

Коробейник:

– А вот спляшете по-русски, и получите мои товары!

4) Физминутка «Русская пляска».

Дети пляшут под русскую народную мелодию.

5) Составление описательного рассказа по графическому плану.

– Отдал нам коробейник все свои товары.

Сейчас посмотрим, а что же мы купили.

– Мы купили (сахарницу, стакан, черпак, ложку, кружку, белку, мишку, матрешку, барыню).

– Сейчас вы будете рассказывать о купленных предметах по плану, вам помогут картинки:

1) Начинать нужно со слов «Мы купили…»

Например: «Мы купили сахарницу» (показывает)

2) Потом надо сказать, какая она? (Она деревянная, красивая, расписная)

3) Далее нужно рассказать, что у нее есть? (У сахарницы есть крышка, выпуклые стенки, дно)

4) И в конце надо сказать, для чего она нужна? (В сахарнице будет лежать сахар)

2 – 3ребенка составляют рассказы.

6) Сюрпризный момент. Приходит бабушка Агафья (ребенок).

– Я пригласила к нам в гости бабушку Агафью. Хочет она о чем-то у вас спросить.

Бабушка:

– У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а что такое традиция? (Традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому: от мамы и папы – детям, от бабушек и дедушек – внукам. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.)

Бабушка:

– Есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

Воспитатель:

– Бабушка Агафья тоже была на ярмарке. А что она купила? (Достает по одному овощу, дети называют)

– Как одним словом назвать то, что купила бабушка? (Бабушка купила овощи)

– Что можно приготовить из овощей? (Из овощей можно сварить борщ, сделать салат).

Игра «Приготовь салат или борщ»

7) Игра «Какая каша?»

Бабушка:

– У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей)

– Из чего можно сварить кашу? (Кашу можно сварить из крупы).

Воспитатель:

– Из дома вы принесли разные крупы, и у бабушки они есть (показать тарелочки с крупами). Давайте назовем:

манка, пшено, пшеница, греча, овес (овсяные хлопья, рис, перловка.

У бабушки еще есть горох. Это не крупа, но из него тоже варят кашу.

Бабушка:

– Какая получится каша из манки? Как будет называться? (Манная)

– Из пшена? (Пшенная)

– Из пшеницы? (Пшеничная)

– Из гречи? (Гречневая)

– Из овса? (Овсяная)

– Из риса? (Рисовая)

– Из перловки? (Перловая)

– Из гороха? (Гороховая)

8) Игра «Отгадай крупу».

Перед ребенком крупы в тарелочках. Сначала он называет крупу и трогает ее. Потом ребенок с закрытыми глазами должен определить и назвать одну из трех круп.

– Горох, манка, греча.

– Горох, пшено, овсяные хлопья.

Итог НОД. Рефлексия

– Сегодня мы говорили о русском народе и его традициях. Традиций у русского народа очень много.

– С какой поговоркой вы познакомились? (Щи да каша – пища наша).

– Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с детьми старшей логопедической группы «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 18:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД