Папки-передвижки

НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»

наталия сысоева
НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Публикация «НОД с элементами экспериментирования „Такие необычные камни“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, мультимедийные презентации, макет каменного цветка, разнообразные камни, материалы для опытов с камнями, шкатулка с камнями, камни для росписи, гуашь, кисти, камешки-конфетки.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа:

Активизировать словарь за счёт новых слов. шершавый, шероховатый, эксперимент

Предварительная работа:

1. Чтение сказов П. П. Бажова «Горный мастер», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Хозяйка Медной горы» и др.

2. Просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка».

3. Прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

4. Беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни, «Что такое сказ?»

6. Рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова.

7. Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Ход НОД:

Дети и гости встают в общий круг.

Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.

Я рада, рады Вы,

Приветствуем сегодня

Объятием дружбы мы (Дети и гости обнимают друг друга)

Воспитатель : Обращаясь к гостям:

-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.

Воспитатель. Обращаясь к детям:

-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят (гости садятся).

- А мы давайте возьмемся все за руки. Это наш круг доброты. Посмотрите друг на друга улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. А теперь повторяй те за мной:

Пусть наша добрая улыбка (Руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прокладываются к сердцу)

Напомнят нам как важно в жизни (руки вперед пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром, (Взяться за руки)

Правда,это здорово почувствовать тепло рук друзей.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня занятие непростое, занятие-волшебное!

Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)

А еще что? (Природа).

— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается, цветет).

Ребята, а к нам пришла интересная посылка (открываю, а в ней письмо:

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе, и решила проверить ваши знания, прислав вам несколько заданий. Я послала Вам посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мою загадку. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Воспитатель: Ну что ж ребята, что бы доказать Хозяйке Медной горы, что мы правда много знаем о природе нам нужно все ее задания обязательно выполнить. Вы готовы?

Дети: да

Воспитатель: Тогда вот первое задание, в письме загадка давайте попробуем ее отгадать.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

Вот он какой — этот горный камень (Показывает детям).

— Это камень и относится он к какой природе?

Дети: Неживой

Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения). Камни олицетворяют силу матери-Земли, которая заботится о нас, щедро делясь энергией природы, помогающей вернуть здоровье. Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни.

Воспитатель: Молодцы, ребята, ну что ж а вот и второе задание от Хозяйки Медной горы. Расскажите и покажите свойства камней через эксперимент.

- А, что такое, ребята, эксперимент?

Дети: Это опыт, наблюдение

Воспитатель: А, для того чтобы провести эксперимент с камнями нам нужны сами камни, и вы знаете ребята, Хозяйка Медной горы и об этом позаботилась и прислала нам в посылке вот такой замечательный мешочек, в котором лежат камешки. Вам надо по очереди достать любой камень, который вы нащупайте. (Дети по очереди достают камни из мешочка).

-Ребята, мы все с вами знаем, что камень может быть опасен, поэтому мы должны с ним обращаться аккуратно.

Воспитатель: А хотите узнать еще больше о камнях? (Ответы детей) Для их полного изучения, я предлагаю вам пройти за столы.

(Дети рассаживаются за столы)

– Итак, приступаем к выполнению первого опыта, у вас у всех есть камень,и сейчас мы обследуем его.

Опыт № 1. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый свой камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети

Вывод: поверхность у камней разная.

Опыт № 3. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт №3. Меняют ли камни цвет?

-Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Вытащите их из воды, положите на салфетку. Что изменилось?

Вывод: мокрые камни меняют цвет

Опыт № 5: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Возьмите свой камень в руки и скажите он теплый или холодный.

Дети: Холодный.

Воспитатель: А давайте согреем его.

Дыхательная гимнастика. Дети берут камень, кладут его на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт №6. Может ли камень издавать звуки

- Ребята, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите камнями друг о друга, о стол.

Вывод: камни издают звуки.

Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы, справились с таким сложным заданием Хозяйки Медной горы. А, сейчас оставьте свои камешки на бумаге, и давайте немного отдохнем.

Давайте построим гору.

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (дотрагиваюсь до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль)

Каменная соль — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но мы еще не все задания выполнили. Посмотрите, что еще лежит в конверте

Как узнать, что здесь спрятано?

Дети: нужно выложить

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

Воспитатель: – Кто это? Что вы о ней знаете?

Звучит музыка, появляется Хозяйка Медной горы.

ХМГ : – Здравствуйте, ребята. Вы сегодня выполнили все мои задания, отгадали все мои загадки, провели опыты с камнями. А что же вы узнали, я сейчас проверю.

Игра: «Про что я говорю».

- Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

- Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

- Его используют для строительства дорог, домов (камень).

- Ей встречают дорогих гостей (солью).

ХМГ:– Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Показывает минеральные камни.

- Камни еще бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!

Хозяйка Медной горы: Много в недрах Земли богатств несметных, камней самоцветных. Да нет такого мастера, что создаст красоту рукотворную. Я – Хозяйка горы Медной – призываю всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты.

Воспитатель: Ребята, а можем ли мы создать красоту из камня?

Дети: Да

ХМГ: - Тогда превратите обыкновенные камни в удивительные.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте подготовим свои пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика «Волшебный цветок»

Стал цветок волшебным сном (кулачки крепко сжаты)

Был закрытым, но потом, показался лепесток, (распрямить большой палец)

А за ним его дружок (распрямить указательный палец)

Вот и третий не проспал (распрямить средний палец)

А четвёртый не отстал, (распрямить безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, (распрямить мизинец)

И раскрылся весь цветок! (пошевелить пальчиками)

Всем говорю заранее: Нужны нам аккуратность и внимание.

(Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)

Ты меня послушай И сделай точно так!

Возьми скорее краску, И кисточку с водой,

Начнутся превращенья Сейчас у нас с тобой.

Кисть в краску все мы опускаем, Ее побольше набираем.

Ну а теперь внимание, Особое задание

Рукой придерживаем камень, Невысоко поднимем кисть,

И краской разноцветной, волшебство начинаем творить.

(дети разукрашивают камень)

Кисть промываем! Кверху ворс!

В подставке сушат пусть свой хвост!

Убрали кисть (Убираем на подставки)

В камень мы вдохнули жизнь!

Хозяйка Медной горы: Ну что, творцы и мастеровые! Украшения из камня создали вы какие! Ой, какие молодцы, и изумруд тут, и малахит и янтарь.

Вам, друзья-мастеровые, пожелаю: Оставайтесь впредь такими,

Заглянула к вам не зря! Ухожу в свои края! На прощание – подарки, Гор уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы, Гор уральских всех Приветы!

ХМГ прощается и уходит.

Рефлексия: - Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования и эксперимент, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. Теперь, вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а, может быть, сумеете дать советы папам по строительству, используя камни. Спасибо вам всем за работу. Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные. Я вас всех благодарю за активное участие. Угощайтесь сладкими камешками и угощайте наших гостей.

Самоанализ

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было представлено занятие «Такие необычные камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи: Обучающие: Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней, учить самостоятельно находить признаки сходства и отличия камней;

Развивающие: Развивать познавательные способности детей, активизировать речь воспитанников, умение обосновывать свои ответы, развивать их художественно-творческие способности; Познакомить со свойствами камней (гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитательные: воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности, любовь к природе.

При подготовке к занятию была проделана предварительная работа: Чтение сказов П. П. Бажова, просмотр мультфильмов по мотивам сказов П. П. Бажова: «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Огневушка-поскакушка», прослушивание музыки Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля», беседы по темам: «Что такое горы?», «Какие бывают камни, «Что такое сказ?», рассматривание иллюстраций к сказам П. П. Бажова, Разукрашивание картинок по сказке П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Для решения поставленных задач на каждом этапе использовались целесообразные методы и приемы педагогического воздействия.

Так в вводной части занятия были применены мультимедийные средства, сюрпризный момент,чтобы заинтересовать и замотивировать детей. Для решения задачи по обогащению словаря детей применяла словесные игры.

В основной части занятия использовала метод экспериментирования, в ходе которого дети определяли признаки и качества камня, делали свои выводы и умозаключения.

Музыкальное сопровождение помогло в создании психологического комфорта, нацелило на дальнейшую творческую деятельность.

Для реализации задачи по художественному творчеству использовала необычный способ – разукрашивание камней.

В заключении хочется отметить, что на протяжении занятия была выдержана единая линия содержания, которая соответствовала теме занятия.

Интегративная связь образовательных областей была направлена на развитие целостного представления о камнях.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам. Смена поз не давала детям уставать.

В заключительной части занятия дети рассказали, что узнали нового, интересного. От проведенного занятия, думаю, дети получили удовлетворение и положительные эмоции.

Публикации по теме:

Групповой детский исследовательский проект «Такие необычные куриные яйца» для детей старшего дошкольного возраста Вид проекта: исследовательский, детский с участием педагога и родителей. Тема проекта: «Такие необычные куриные яйца». Цели проекта: 1.

Конспект интегрированного НОД с элементами экспериментирования «Загадки семицветика» в средней группе Программное содержание: - формировать у детей умение передавать литературный текст последовательно с опорой на картинки; - познакомить.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства» Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства». Цель: формирование представления о металле. Задачи: формировать.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования во второй младшей группе .

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Приключения Крошки Енота» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россошь Россошанского муниципального.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебные свойства воды» Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебные свойства воды». Цель:.

НОД по ознакомлению с природой «Путешествие маленького эльфа» с элементами экспериментирования НОД по ознакомлению с природой «Путешествие маленького эльфа…» С элементами экспериментирования. Цель: 1-обучающая-организовать деятельность.

НОД с элементами экспериментирования «Волшебный шарик» (первая младшая группа)НОД с элементами экспериментирования «Волшебный шарик» (первая младшая группа) Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Коммуникация». Программные задачи: Формировать. Способствовать.

Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года» в средней группе по теме «Такие полезные камни»Открытое занятие на конкурсе «Воспитатель года» в средней группе по теме «Такие полезные камни» Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная. Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,.

Проект «Такие разные камни»Проект «Такие разные камни» Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский. Сроки реализации: 2 недели. Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с элементами экспериментирования «Такие необычные камни»
Опубликовано: 31 марта 2018 в 18:36
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД