Открытая НОД по экологии в подготовительной группе «Ветра Байкала»

Екатерина Нецветаева
Открытая НОД по экологии в подготовительной группе «Ветра Байкала»

Программное содержание: Закреплять знания детей о местонахождении озера, о его уникальных свойствах (чистота воды, ее пресность, эндемики Байкала). Познакомить с особенностями климата Байкала осенью; дать общие сведения о ветрах Байкала (Култук, Баргузин, Ангара, Сарма). Продолжать развивать умение работать с географической картой. Прививать познавательный интерес к озеру. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Материалы:

• Глобус, Карта Мира, карта озера Байкал.

• Изображение «старика» Байкала.

• Изображение ветров Байкала.

• Письмо от Сибирячка.

• Фотографии с осенним пейзажем на озере.

• Аудиозапись «Ветер».

• Деревянные ложки, деревянные палочки.

• Бумажные кораблики.

• Полиэтиленовые тазики.

Предварительная работа: работа с картами и глобусом; НОД по изучению воды Байкала, эндемиков; чтение сказок, стихотворений о Байкале; сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Байкал».

Интеграция образовательных областей: познание, коммунакации, художественная литература, социализация.

Ход деятельности:

-1-

(5-7 минут)

Дети входят в группу, здороваются и усаживаются на стульчики на ковер. Рядом располагается магнитная доска с картами.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А (озеро Байкал)

Идет работа с картой. Вопросы воспитателя к детям:

• Где располагается Байкал? Покажите на карте Мира (в Сибири)

• Покажите его местонахождение на глобусе

• Какие реки впадают в Байкал? Покажите на карте озера (Селенга, Баргузин, Большая Сухая, Малая Сухая, Голоустная).

• Какие вытекают? Покажите на карте (Вытекает всего одна река - Ангара).

• Сколько лет Байкалу? (27 млн. лет).

• Чем уникален Байкал? (Это самое глубокое и большое озеро в мире; его вода чиста и прозрачна, особенно в зимнее время года. В ней содержится очень много полезных веществ. На Байкале много эндемиков – это животные и растения, которые обитают только на Байкале. К ним относятся: байкальская губка, реснитчатые черви, омуль, хариус, бокоплавы, голомянка, водоросли, нерпа).

Воспитатель читает стихотворение:

Красив Байкал в любое время года!

Зимой и летом, осенью – красив!

Не зря старалась матушка-природа,

Все чудеса в одно соединив!

-2-

(3-5 минут)

Рассказ воспитателя:

Чаще всего осень на Байкале светлая, ясная, погожая. Солнце предчувствует зиму, светит особенно ярко, поджигая листья берез, осин. Небесный жаркий свет словно переливается на землю, и вот уже тайга горит осенним золотом и багрянцем. В сентябре-октябре самый чистый воздух над озером. Однако именно в это время происходит охлаждение вод Байкала. Сейчас, во второй половине байкальской осени – наступило самое грустное время года. Холодные дожди, холодные ветры, суровое и неприветливое море.

- Ребята, как вы думаете, почему в тексте так говорится «поджигая листья берез и осин»?

-3-

(4-5 минут)

Пение «байкальских» частушек:

***

На Байкале мы живем,

Дружно песенки поем.

С нами вы в кружок вставайте

И частушки запевайте.

***

За Байкалом – две дороги –

Одну надо поломать,

Чтобы наших кавалеров

Не возили воевать!

***

Звал залетка за Байкал,

Зря я не поехала!

Теперь была бы дальняя,

Залетка забайкальная!

-4-

(10 минут)

Стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо от Сибирячка. Вместе с детьми воспитатель читает адрес, с которого пришло письмо (с острова Ольхон). В письме Сибирячок жалуется на то, что не смог приехать в гости к ребятам из-за ветров, которые дуют в это время года на Байкале.

Воспитатель: «Ребята, а на чем можно перебраться с острова Ольхон?» (на яхте, лодке, пароме, катере, пароходе).

Воспитатель: «Осенью чаще всего дуют ветры на Байкале, именно осенью они бывают штормовыми. Направление ветров в это время года с суши на озеро, значит и на озере образуется шторм. Ветры Байкала имеют свои имена.

«Култук» - самый главный ветер. Несет в себе сильные штормы, дожди. Назвали его по месту рождения – на заливе Култук.

«Баргузин» - ветер смелых, его характер крут. Зарождается в Баргузинской долине, дует в направлении острова Ольхон. Именно этот ветер и помешал сибирячку попасть к нам в гости.

«Ангара» - несет холод и большое количество осадков в виде дождя и снега. Налетает внезапно.

«Сарма» - это самый страшный из ветров. Если много облаков, то это значит, что сейчас начнет дуть этот ветер. Внезапно начинается и внезапно заканчивается.

Вот какая бывает осень на Байкале: хмурая и неприветливая.

-5-

(3-5 минут)

Воспитатель читает стихотворение:

Ветры качали нас на Байкале,

Ветер терзал паруса.

Было нам круто,

Но духом не пали –

Временная полоса…

Бились о волны,

Как рыбу в путину,

С мыслью – теперь все равно!

Так нас всю ночь

По Байкалу носило

С запада и на восток,

Но мы вставали

Сила на силу –

Не уповая на рок!

Утром, устав и совсем обессилев,

Видели мы, как волна отпустила,

Сама отпустила,

Вычерпав силы до дна.

Тихо Байкал расплескался к рассвету,

Галькой о берег шурша.

Не было будто бы шторма и ветра.

Виктор Москальчук

Проводится игра «Ветры Байкала»: в тазике налита вода. Мы представляем, что мы «ветры». Будем создавать шторм: кто-то мутить воду палочкой, а кто-то дуть на воду. Итак, опускаем кораблики на воду и начинаем. (Включается звук шторма).

-6-

Заключительная беседа

• Какой из ветров самый главный? (Култук)

• Как называется ветер смелых? (Баргузин)

• Самый страшный ветер? (Сарма)

• Какой ветер налетает внезапно? (Ангара)

• Какой ветер помешал Сибирячку? (Ангара)

Публикации по теме:

Презентация на тему «Байкал». Часть 1 Целью данной презентации является эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой.

Презентация на тему «Байкал». Часть 2 Целью данной презентации является эмоциональное восприятие образа Байкала как самого большого и древнего озера в мире, с драгоценной питьевой.

Автор публикации:
Открытая НОД по экологии в подготовительной группе «Ветра Байкала»
Опубликовано: 5 мая 2013 в 18:12
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...