МААМ-картинки

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников

Татьяна Теперикова
Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание

Разработала воспитатель :

Теперикова Татьяна Викторовна

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Мы стараемся объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараемся воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.

Публикация «Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают.

Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу мы стараемся выстраивать в соответствии с этой мудростью.

На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Весной он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его.

Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группах мы разработали и провели ряд экологических акций : «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Акция «Не проходите мимо» проводиться весной и летом. Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе.

Дети вместе с родителями изготавливали поделки из природного материала. Поделки показывали пример положительного отношения к природе.

В акции «Наш чистый детский сад» мы хотим донести до сознания детей народную мудрость: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нём закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Экологические знания дети нашего МКДОУ получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изобразительной деятельности, в играх, во время ухода за животными, живущими в детском саду.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

С начала учебного года педагоги ведут постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривают растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Воспитатели обращают внимание на форму и окраску листьев, учат по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Детям предлагают побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений.

Ежедневно на прогулках педагоги проводят наблюдения за живой и неживой природой. При наблюдениях за птицами воспитатели обращают внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, ведут непринуждённую беседу о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением.

В группах старшего дошкольного возраста, воспитатели, с целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки «героями», которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба.

На занятиях по экологическому воспитанию детей учат как надо вести себя на природе.

На участках имеются цветники, где дети имеют возможность наблюдать растения в период их цветения, деятельность насекомых, опыляющих их. Так же собирают семена для будущих посадок, рассматривают их.

Особое место педагоги отводят опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. Во время этой работы ребёнок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получает первые навыки её проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления.

Систематически проводятся с детьми комплексные занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.

Воспитатели старшей группы нашего детского сада, дают детям доступные дошкольного возраста простые понятия экологической цепочки, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей. На целевых прогулках, занятиях закрепляют знания детей, что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу).

Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители.

Весной в нашем МКДОУ № 4 проводятся экологические субботники на которых воспитатели и дети старших групп окапывают кустарники, сажают цветы.

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Публикации по теме:

Использование игр в экологическом воспитании Отдел образования Администрации Шахунского района Творческая работа (описание педагогического опыта) Использование игр в экологическом.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Родительское собрание «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Групповое родительское собрание на тему «Сюжетно - ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Повысить уровень компетенции.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая) Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть третья) Дети моей группы принимают активное участие в районных конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть вторая) Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например,.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Семинар – практикум Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Цель: выявить и уточнить наиболее.

Статья: Детская акция — инновация в экологическом воспитании Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. И, как говорится, чем раньше – тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 1 июля 2016 в 11:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД