МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников

Марина Дигалова
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание в младшем возрасте.

Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас, педагогов – дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване- царевиче, мертвой царевне, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Покимоны, Бакуганы, Человек- паук, и прочая америнская продукция? Мальчики, практически, не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на дальний план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, трансформеры и пр. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.

Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

Для начала и успешной работы мы определили необходимые условия:

   1. Нормативно-правовая база.

   2. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса.

   3. Подготовка воспитателей.

   4. Обеспечение программно-методической и художественной литературой.

В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в которую входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, но нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели.

Мы применили различные формы работы с детьми.

Прежде чем начать работу в детском саду, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.

Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Семейные обряды, традиции дают нравственные и эстетические ориентиры для осознания красоты, ритмичности, целесообразности круга индивидуальной человеческой жизни, связанной крепкими узами с жизнью родных и близких. Внешний образ традиционного жилища, культура его внутреннего убранства бытовой утвари отражают народные представления о иерархии членов семьи и о месте каждого из них в общем семейном строе.

Считаем, что процесс нравственно- духовного воспитания будет более эффективным, если выстроить его в соответствии со следующими принципами:

– принцип культуросообразности в воспитании предполагает, что воспитание будет основываться на общечеловеческих ценностях культуры;

– принцип приоритетности регионального наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому;

– принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, то есть создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций позволяющих сосредоточить внимание ребенка на объекте познания, собственном действии, поступке, через сопереживание и прогнозирование развития ситуации, при последовательном выполнении таких условий как:

– непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей (мы не просто смотрим концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы все вместе участвуем в игровом исполнении обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте предков);

– продвижение от опыта к знанию; (мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме жизни всего детского сада)

И последнее условие – это усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и родителями и сотрудниками детского сада.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Различные формы работы с детьми.

Возрастная группа

Форма работы с детьми

Ответственный

вторая младшая

1. Занятия факультатива “Истоки”

Воспитатели

2. Посещение выездных спектаклей театральных творческих коллектив.

 

Формы работы с родителями

 

Выставки совместных творческих работ (дети-взрослые)

Воспитатели

Участие в подготовке и проведении календарных народных праздников в детском саду

Воспитатели

Участие в обогащении развивающей среды в группах (уголков “Наша Родина”, центров изодеятельности, музыкально-театрализованной деятельности, уголков “Умных книг играми, театрами, грамзаписями, книгами, альбомами и т. д.)

Воспитатели

Содержание образования по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников

Занятия для детей младшего и среднего возраста проводятся один раз в месяц продолжительностью 15-20 минут. Занятия проводятся в игровой форме. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным пониманию, но и вызывает большой интерес у ребенка и способствует развитию творческих способностей детей. Выбор народных культур для ознакомления дошкольников продиктован наличием большего количества детей данной национальности в детском саду.

Рабочая программа для второй младшей группы состоит из блоков:

1. русский фольклор (сказки, потешки);

2. русские народные промыслы (дымковский, филимоновский);

3. быт русского народа (устройство русской избы).

В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.

Я предполагаю, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического и духовного воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых.

Используемая литература

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” : Программа. Учебно – методическое пособие. – 2 е издательство, переработано и дополнено – СПб: Детство – Пресс 2008г.

2. Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценариев календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 3-е изд. Переработанное и дополненное – СПб: “Детство – Пресс”, 2008. Рекомендована Мин. образования РФ

3. “С чего начинается Родина?” (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Под редакцией Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005г.

4. Л. В. Кокуева “Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа” : Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005г.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Гвоздева Л. Л., воспитатель МБДОУ ДС№46 «Вишенка» г. Старый Оскол Как у маленького.

Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности Гражданское и патриотическое воспитание младших дошкольников через организацию проектной деятельности. МКОУ «Чатлыковская СОШ» Чатлыковский.

Консультация: «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В условиях современного общества, где имеют место политические и военные конфликты, опасность террористического нападения, экономическая.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории:.

Педагогическая концепция «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» МКДОУ Евстратовский детский сад Россошанского муниципального района Воронежской области Педагогическая концепция Нравственно-патриотическое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» Актуальность проекта: В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников
Опубликовано: 4 мая 2017 в 17:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД