Папки-передвижки

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности

Мария Шаповалова
Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности

Главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Поэтому чтобы обеспечить разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника необходимо эффективное взаимодействие между собой всех участников образовательного пространства.

Публикация «Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности» размещена в разделах

Рассмотрим несколько понятий - Что же такое разностороннее развитие личности дошкольника и что такое образовательное пространство и его участники?

Разностороннее развитие личности дошкольника включает в себя:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

На уровне образовательного учреждения и его подразделений важнейшими элементами образовательной среды являются субъекты образования (учащиеся и преподаватели) и образовательные процессы, составляющие основу образовательного пространства. Образовательное пространство – это часть образовательной среды, где на субъективном уровне (уровне личного взаимодействия учащихся и преподавателей) создается множество двусторонних отношений, а также двусторонних и многосторонних связей для осуществления образовательной (педагогической) деятельности по развитию индивида и его социализации в разных системах образования (общей, профессиональной, дополнительной, специальной, государственной, частной, общественной, смешанной).

Участники образовательного пространства :

• Дети

• Родители

• Педагоги

• Специалисты (педагог-психолог, логопед, мед. работники, работники доп. образования)

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей к партнерским отношениям.

Рассмотрим модели взаимодействия участников образовательного процесса :

1) Ребенок-ребенок:

• свободно общается со сверстниками;

• приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

• самовыражается через совместную творческую деятельность;

• учится взаимодействовать в коллективе : отказываться от личных желаний ради общих целей;

• учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2) Родитель – ребенок:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение ситуации через диалог,

• гибкое введение ограничений.

3) Педагог - ребенок:

• признание ценности личности обучающегося;

• признание уникальности – индивидуальности личности обучающегося : выявление и развитие общих и специальных способностей обучающегося;

• выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

• приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

• ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

• диалоговое взаимодействие с обучающимся;

• актуализация тенденции обучающегося к личностному росту;

• активизация исследовательских и творчески интересов обучающегося;

• создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

4) Педагог - родитель:

• добровольность в сотрудничестве.

• искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

• уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

• признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

• уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

• конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

5) Педагог – педагог - администрация:

развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

• толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

• эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

• демократичность в общении;

• сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

• учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

• проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Рассмотрим Подходы к организации педагогического взаимодействия :

• Деятельностный, формирующий у обучающихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у обучающихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

принципах:

• Добровольность

• Сотрудничество

• Уважение интересов друг друга

• Соблюдение законов и иных нормативных актов

Рассмотрим формы взаимодействия участников образовательного пространства.

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр (творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра является мощным средством успешной социализации ребенка. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формамотносятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп : групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об-разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т. д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы : обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит :

- Для студентов: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, студентами и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Прикреплённые файлы:

doklad_g049i.ppt | 16930,5 Кб
 
Публикации по теме:

Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников.Коллекционирование как способ разностороннего развития старших дошкольников. Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей 2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами.

Организация единого образовательного пространства по приобщению детей к культуре и истории родного края Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Модель организации взаимодействия педагогов в рамках единого пространства развития ребенка Золотые правила взаимоотношений • Поддерживайте и хвалите людей при каждой удобной возможности. Ваше одобрение действует как удобрение.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Родительское собрание «Обеспечение разностороннего развития каждого ребенка» Образовательная программа дошкольного образования ставит перед дошкольным учреждением такие задачи: - обеспечение полноценного, разностороннего.

Сообщение «Метод проектов — как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Сообщение «Метод проектов – как активная форма.

Создание образовательного ресурса для осуществления интернет взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания Слайд 2 В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы.

Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Информационные технологии.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 16:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД