Лучший педагог года

Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»

золотухина наталья александровна
Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»

Тема моей работы: «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Публикация «Обобщение опыта „Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы заключается в проблеме формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях. Hа сегодняшний день программы воспитания детей в ДОУ составлены без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

Однако проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка.

Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерного воспитания заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

На основании своих наблюдения я сделала вывод о том, что в детском саду процесс гендерной социализации у воспитанников происходит стихийно. Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерной социализации путем реализации психолого-педагогических условий:

1 создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;

2 организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

3 подготовка родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Ведущий педагогической идеей моего опыта является : целенаправленная и планомерная педагогическая работа по создания условий для игровой деятельности дошкольника с учетом гендерных особенностей,

Серьезные психологические исследования на тему гендерного воспитания ведутся с конца XIX, начала XX века зарубежными и отечественными учеными: Маккоби Е., Джеюшн К., Бем С., Н. Е. Румянцев, М. М. Рубинштейн, Татаринцева Н. Е.

Этими учеными было доказано, что «У ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола».

Новизна опыта.

С целью развития полоролевого поведения мальчиков и девочек и подготовки их к социализации в современной общественной ситуации мною была разработала система развития гендерных социально-значимых компетенций при помощи разнообразных сюжетно-ролевых игр, составлена картотека игр дошкольников.

Для данного направления работы был проведен эксперимент по определению уровня гендерной социализации мальчиков и девочек в «Детском саду №158» в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте участвовали дети старшей группы детского сада.

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня гендерной социализации детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

- определить диагностические методики;

- провести диагностического обследования воспитанников;

- провести анализ организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

- провести анализ уровня готовности родителей к решению задач гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Для этого были использованы следующие методики

Диагностическая методика: «Рисунок человека»

Индивидуальные беседы направлены на выявление представлений о роли занятости мужчины и женщины в семье, определение уровня знаний об основных чертах мужчин и женщин.

Составление рассказа о девочках и мальчиках. Девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, а мальчики составляли рассказ о девочках.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, проводился с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнера по игре, особенностей гендерного поведения детей (по рекомендации Татаринцевой Н. Е.).

Для выявления знаний у родителей проводилось анкетирование на тему «Воспитываем мальчиков и девочек».

По итогам констатирующего эксперимента дети показали следующие результаты: из 19 человек исследуемых у 16%-детей высокий уровень, у 42%-средний, у 42%-низкий уровень гендерной социализации.

По результатам анкетирования было выявлено, что из числа опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка в семье, составляет: 65% мама; 35% мама и папа. Данные о большей привязанности ребенка составляют: к матери 50%; к отцу 15%; к обоим родителям 35%

Целью формирующего эксперимента: оптимальная организация процесса гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые решались в ходе эксперимента: - создать в образовательном процессе ситуации выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста;

- организовать предметно-развивающую среду, ориентированную на гендерное самопознание детей дошкольного возраста;

- осуществлять просвещение родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.

На втором этапе проводилась работа с детьми и родителями.

Работа с детьми:

- обогащение предметно-развивающей среды,

- моделирование игровых ситуаций,

- обсуждение эпизодов из жизни детей,

- сюжетно-ролевые игры,

- чтение художественной литературы,

- проектная деятельность.

Работа с родителями:

- просвещение родителей по вопросам гендерной социализации :

родительские собрания,

консультации,

оформление информации в родительском уголке,

оформление газеты,

памятки для родителей,

тематические выставки.

Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей использовались беседы на тему: «Девочки будущие женщины», «Мальчики – будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»; дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.

Мною был разработан план сюжетно-ролевых игр для детей на учебный год.

Обогащение предметно-развивающей среды. Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье», «Школа», «Моряки».

Осуществлялось просвещение родителей по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста. В группе использовались различные формы работы с семьями воспитанников: серия родительских собраний, консультации, оформление родительского уголка, оформление газеты, памятки для родителей.

Проводились тематические выставки: «Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т. д. Изготовлены альбомы: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т. д.

Была составлена картотека сюжетно-ролевых игр дошкольников с учётом их гендерных особенностей.

В завершении проведения опыта работы мною был проведен контрольный этап эксперимента.

Цель этого этапа: выявить динамику гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации контрольного этапа эксперимента решались следующие задачи:

1) провести повторную диагностику уровня гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста;

2) сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов.

Анализ результатов экспериментальной работы с дошкольниками дает возможность сделать вывод об эффективности методики воспитания детей в процессе гендерной социализации. Если вначале года у 16%-детей высокий уровень гендерной социализаци, у 42%-средний, у42%-низкий уровень, то после проведенной работы: у 47%-средний гендерной социализаци, у53%-высокий уровень. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных результатах проведенной работы.

В работе с родителями произошли изменения, родители стали понимать необходимость воспитания ребенка с учетом половых различий. Число семей, где преобладает фемининное воспитание, незначительно уменьшилось.

Адресная направленность

Данная педагогическая технология может быть применена в работе с дошкольниками, учащимися младшего школьного возраста. Использовать данный опыт в своей работе могут педагоги дошкольных учреждений: воспитатели, педагоги-психологи.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх.Схемы соподчинения ролей в сюжетно-ролевых играх. В прошлом году, работая в старшей группе, я увидела, что в играх детей им бывает сложно придумать роли на всех. Поэтому я сделала альбом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие гендерных социально-значимых компетенций детей в сюжетно-ролевых играх»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 10:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД