Папки-передвижки

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей»

Ирина Назаренко
Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей»

Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. В настоящее время в детском саду реализуется программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., в которой прописаны интегративные качества, которыми может обладать выпускник дошкольного учреждения: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности. Наиболее благоприятные условия для достижения планируемых результатов в освоении программы, возможно, создать в процессе детской исследовательской деятельности. Разнообразие предоставляемых материалов для исследования способствуют развитию восприятия, мышления, речи. Необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. (Лямина Г. М., Усова Н. П., Панько Е. А.)Успехи в обучении и оценка общего интеллекта часто служат основанием для вынесения суждения о степени умственной одаренности ребенка. По мнению большинства современных специалистов в области педагогической психологии одним из ведущих факторов выступает активизируемое исследовательским обучением исследовательское поведение. Этим объясняется столь высокое внимание к теории и методике исследовательского обучения в работах, посвященных проблемам обучения одаренных детей (Матюшкин А. М., Савенков А. И. Шумакова Н. Б.) Наиболее плодотворной считаю работу взаимодействия педагога и родителей. Одним из направлений взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по вопросам воспитания и поддержки одарённого ребёнка считаю исследовательскую деятельность.

Публикация «Обобщение опыта работы „Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей“» размещена в разделах

У детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) интерес к исследовательской деятельности обусловлен возрастными особенностями психического развития. Заметив у детей интерес к исследовательской деятельности, я решила его поддержать, подключив к данному процессу других специалистов: медицинского работника, музыкального работника, логопеда и родителей моих воспитанников.

Данная деятельность отражена не только на занятиях, но и в игре, изодеятельности, трудовой деятельности, на прогулках.

Актуальность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на данном современном этапе. Так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, но и научить их учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать воспитанникам инициативу в организации своей познавательной деятельности. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Концептуальность. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, внимание, памяти, творческого воображения.

Предмет: процесс становления и развития устойчивого познавательного интереса исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Гипотеза. Известно, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок активно воспринимает чувственно-образную информацию, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. Неважно, что содержание материала выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. Для нас в данном случае важно, что за этим простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по ее достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. (Приложение 2. Памятка для воспитателя. Правила сопровождения детского исследования.)

Основная цель –Развитие у детей исследовательских способностей, устойчивого интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ и семьи. Формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.

Задачи:

• вырабатывать умения сравнивать и выделять характерные свойства предметов. Обобщать их по определенному признаку;

• учить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве;

• получать удовлетворение от найденного решения;

развивать критическое мышление;

Организация исследовательской деятельности включает в себя следующие этапы:

1. актуализация проблемы;

2. определение сферы исследования;

3. выбор темы;

4. выбор метода исследования;

5. сбор и обработка информации;

6. анализ и обобщение;

7. доклад.

Теоретическая база опыта. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Подьяков Н. Н., проализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как : Коменский Я. А., Ушинский К. Д. ,Песталоцци И. Г. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г №655, приказ-3.3.6 Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Детски годы самые важные и как они пройдут, зависит от их родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания (Приложение 1. Лист развития одаренного ребенка). Познавательно- исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В. А. Сухомлинский говорил об игре: «Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра. Зажигающая огонек пытливости.». Будь ты ученым, решающим проблемы на переднем крае науки или малышом, открывающим мало известный мир задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. (Приложение 3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Считаю, что таким образом, я решаю вопрос о взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Я объединяю детей и родителей темой исследования, игровой задачей. Общность интересов ребёнка, родителей и воспитателя даёт повод для общения, развивает познавательную активность ребёнка, воображение, речь, память.

Взаимодействие с родителями я осуществляю через неформальное общение, индивидуальные консультации (Приложение 4. Примеры консультаций для родителей, беседы, родительские собрания, приглашаю родителей на развлечения и праздники.

В результате я получаю от родителей: информационную поддержку, фотоматериалы, поделки. Самым важным считаю повышение качества общения ребёнка и родителей.

Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи. Внедрение в процесс метода исследовательского обучения принесло следующие результаты:

развитие познавательного интереса у детей;

развитие способности добывать информацию из разных источников: из книг, телепередач, интернета;

развитие коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми;

развитие интереса к экспериментированию и обобщению полученной информации;

развитие критического мышления и речи.

Изложенная выше педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях.

Момент новизны. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была систематизирована модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье. Которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Технология опыта. Формирование умения вести исследовательскую деятельность- это сложный комплексный процесс. Данный опыт работы систематизирован с учетом требований педагогики, психологии и дидактики. Нами была изучена литература известных ученых: Подьяковой А. Н., Дыбиной О. В. ,Куликовской И. Э. ,Савенкова А. И. и др. Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми, потому что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

На первом этапе мы изучили теоритические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике, провели мониторинг, модернизировали развивающую среду группы. Для расширения кругозора детей могут использоваться: объемные и плоскостные наборы фигурок животных, муляжи фруктов и овощей, гербарии, картинки насекомых и др. Использовали беседы, просушивание аудиозаписей, просмотр видеофильмов познавательного характера. Создание гербария растений края. Чтение рассказов Ушинского, Бианки, стихотворений А. Барто.

Дидактические игры: «Времена года», «С какого дерева листик?», «Чей домик?», «Помоги найти маму» и др.

Словесные игры: «Съедобное-несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Хорошо- плохо» и др.

Второй этап- непосредственно рабочий. В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально ключевые компетентности:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом.)

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений.)

-Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания.)

-Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов, овощей.)

-Деятельностная (через подборку материалов для опытов и последовательность их проведения)

Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дает определенные положительные результаты при взаимодействии с родителями. Главными задачами считаю:

-установить партнерские отношения с семьей воспитанника и объединить усилия для развития одаренного ребенка.

-создать атмосферу общности интересов

-активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Хотелось бы акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте моей деятельности, как использование учебно-методического игрового комплекса при взаимодействии с родителями воспитанников. Материал был систематизирован, переработан и адаптирован. Мой опыт был представлен на «1 Региональном фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО».(Приложение 5) Он используется мной в целях развития исследовательских способностей одарённых детей и представлен в виде комплекса игр, предназначенных для проведения в домашних условиях. В комплекс входят: задания и упражнения, развивающие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям.

Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

«Посмотрите на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Читаем детям неоконченный рассказ:

«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами, например: представь, что ты просто гуляешь в дворе с друзьями, затем – что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. Следует воздержаться от критики, и, не скупясь на похвалы отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы.

«Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни.»

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать неожиданный поворот сюжетной линии.

«Составь рассказ, используя данную концовку»

Ребёнку читают начало или конец рассказа и предлагают придумать, соответственно, начало или окончание. Примеры концовок:

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась.»

«Маленький щенок приветливо вилял хвостом.»

«Котёнок сидел на дереве и громко мяукал.»

«Сколько значений у предмета»

Ребёнку предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, карандаш, картонная коробка.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования предмета. Поощряются самые оригинальные и неожиданные ответы.

«Назовите как можно больше признаков предмета»

Называем ребё нку какой-либо предмет: стол, дом, самолёт, книга и т. д.

Задание: называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым большим, новым, высоким, письменным, детским, удобным и др. Выигрывает тот, кто назовёт как можно больше признаков предмета.

Учимся выдвигать гипотезы

«Упражнение, позволяющее тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи»

Назови самые правдоподобные (логичные) и самые неправдоподобные причины следующих событий:

• На улице стало холодно.

• Птицы улетели на юг.

• Миша и Серёжа поссорились.

• Автомобиль стоит на обочине.

• Человек сердится.

• Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

«Упражнение на обстоятельства»

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Придумайте условия, при которых будут полезными два или более этих предметов :

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• игрушечный автомобиль;

• книга;

• самовар;

• барабан;

«Упражнение, предполагающее обратное действие»

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

• ветка дерева;

• телефон;

• кукла;

• фрукты;

• игрушечный автомобиль;

• книга;

• самовар;

• барабан;

Учимся задавать вопросы

«Исправление ошибок»

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального задания.

«Строганок – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепля –то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, что кусают.» [Чуковский К. И. От двух до пяти]

Учимся давать определения понятиям

«Опиши предмет»

Ребё нок должен ответить на вопросы: «Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?»

«Характеристика»

Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних свойств человека, явления, предмета, а не только внешнего вида, как это делается с помощью описания.

«Отгадай загадку»

Цель – научить ребёнка смотреть на загадку не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же серьёзное задание.

Можно использовать любые загадки.

Третий этап. Обобщающий. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни. Для меня важно, что данная деятельность не задается мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Совместная работа педагога и родителей в данном направлении дает положительные результаты для развития одаренного ребенка, расширяют кругозор, развивают критическое мышление, речь. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.

Для родителей разработаны рекомендации «Поддержание интереса детей к экспериментированию», «Опыты и эксперименты». Проведены консультации. (см Приложения) Родительское собрание «Роль семьи в развитии экспериментальной деятельности дошкольников». С помощью презентации знакомим родителей с разными темами исследовательских работ. Постоянно обновляется рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!» по рекомендации родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, видеоматериалы, совместно изучают интернет ресурсы, оказывают помощь в в обогащении предметно-развивающей среды группы, участвуют в тематических фотовыставках «Исследую дома», «Моя семья» и др. Представленная система работы может быть использована на всех занятиях, где можно создать условия для активного самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Позитивные моменты:

-закрепление ранее полученного материала;

-расширение представлений о предметах и явлениях;

-свобода действий;

-удовлетворение любознательности;

Мы пришли к выводу, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей способствуют развитию поисково- исследовательской активности. Дальнейшее же использование позволит определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями, что будет способствовать качественной подготовке ребенка к школе. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Список литературы

1. Савенков А. И. / Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : лекции 1 – 8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007. – 144 с.

2. Савенков А. И. маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль. Академия развития, 2003

3. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей.

4. Дыбина О,В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Л. Н. Прохоровой. -М. АРКТИ, 2004

6. Поддьяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М- Просвещение, 1998

Публикации по теме:

Детское исследование как метод обучения Детское исследование как метод обучения. Ерошко Эмилия Михайловна МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск. Главная особенность исследовательского.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Детское экспериментирование как метод обучения. Дидактическая игра «Солнышко»Детское экспериментирование как метод обучения. Дидактическая игра «Солнышко» РАСТЕМ, ПОЗНАЕМ, ТВОРИМ, РАЗВИВАЕМСЯ… Проработав в детском саду больше 20 лет в общеобразовательных группах, мне посчастливилось дополнительно.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Обобщение опыта «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей» Обобщение опыта музыкального руководителя Иконниковой О. Ю. «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья детей (обобщение опыта работы) Главными факторами здоровья является здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это разнообразная деятельность, направленная на сохранение.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. ВидеоТанец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 07:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД