Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

елена иванова
Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Обобщение опыта работы

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольного образования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт направлен на решение многих задач, одной из которых является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности». Стандарт дошкольного образования предполагает развитие личности ребёнка, воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, который имеет свое мнение, может его отстаивать, способен анализировать ситуацию, искать пути решения возникающих проблем. Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо, прежде всего, развивать связную речь. Предпосылками для развития связной речи является взаимосвязь в решении разных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки“» размещена в разделах

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога – это использование русских народных сказок в ДОУ для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, особенную роль играет сказка в развитии речи детей.

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс знакомства со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями. Знакомство со сказкой занимает центральное место в развитии связной речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В. Я. Пропп сказал про сказку : «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы – этот способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре.

Рассказывая ребенку сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках и школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь. Посредством сказок дошкольники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа, приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор.

Ознакомление со сказками в младшем дошкольном возрасте связано с задачами речевого развития :

- воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо четко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности, у них развивается умение произносить восклицание, вопрос, удивление);

- формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов – простые и сложные);

- обогащение, расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значение, а затем употребляют в своей активной речи);

- развитие связной речи (детей подводят к построения связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, сочинять сказки, а также рассуждать).

Все вышеназванные умения можно формировать с помощью разных игр, упражнений, бесед, проводимых после чтения сказок.

Наша работа над сказками строилась по определенному плану.

1. Знакомство детей с текстом сказки

2. Разбор «сказочного пространства»

3. Разыгрывание сюжета с помощью разных видов театра при участии родителей

4. Изобразительная деятельность детей и родителей дома по теме сказки

5. Чему учит нас сказка?

В процессе знакомства детей с текстом очень важно эмоциональное прочтение сказки взрослым. Психологи, например, неслучайно отмечают особую предрасположенность ребенка к эмоциональному воздействию на него. Глубокие эмоциональные переживания детей во время прослушивания произведения накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам.

Во время разбора сказочного пространства мы останавливаемся на основном сюжете сказки, главных ее героях. Особое внимание здесь уделяется предметам, которые встречаются в произведении, занятиям людей, мы включаем в свой словарь ранее неизвестные слова и выражения. За счет этого идет обогащение словарного запаса детей. Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Следующий этап в нашей работе – это разыгрывание сказки с помощью разных видов театра при участии родителей. При представлении используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой.

Дети с родителями с особым чувством подбирают роли, родители выступают в качестве режиссеров, также вместе с детьми готовят декорации, рисуют афиши и принимают активное участие в постановках. Такая совместная деятельность родителей и детей приводит к очень хорошим результатам, еще больше сплачивает и объединяет семьи, вовлекает родителей в общеобразовательный процесс. По итогам этой деятельности мы совместно с родителями проводим круглые столы, просматриваем видеоматериалы, презентации, устраиваем викторины по сказкам.

В качестве домашнего задания детям совместно с родителями предлагаем нарисовать героев сказок, слепить их. Также предлагаем переделать ту или иную сказку : например, придумать к ней другой конец, вставить еще одного героя.

После всей проведенной работы, мы разбираем чему же нас учит сказка, какой дидактический смысл несет в себе? В каждой сказке есть что-то поучительное, в этом ее секрет. Есть добро и есть зло. Добро всегда побеждает, а зло – нет. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилие и проявлять терпение. Сказки показывают возможные и желательные формы поведения. Сказка показывает, в каких случаях эффективна хитрость, в других ситуациях ребенок узнает, что иногда нужно быть смелым и использовать силу: достать меч и победить врага.

Данная работа со сказками позволяет обогатить словарный запас детей и художественно – образную речь за счет пословиц и устаревших слов.

В результате всей проделанной работы можно сделать вывод, что сказка в жизни детей обязательно должна быть, так как она дает мощный толчок для развития речи.

Хотелось бы закончить статью словами великого писателя – Алексея Николаевича Толстого. «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

Список использованных источников

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.

2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

4. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. :ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).

5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М. :ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).

Публикации по теме:

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта. Выступление на выездных курсах повышения квалификации Слайд 1. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику» Авторская идея в моей педагогической практике «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка»Обобщение опыта работы по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста: на примере работы кружка «Знайка» Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций.

Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста. Обобщение опыта связной речи детей старшего возраста. Воспитатель МАДОУ ДС «Умка» №14 Коваленко Наталья Викторовна. Тема «Развитие связной.

Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Фомина Н. А. Одним из основных показателей.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей. - Развивать.

План саморазвития «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений К. И. Чуковского» Программа саморазвития. Воспитатель Разина Елена Александровна МБДОУ «Детский сад №99», Город Нижний Новгород Тема: «Развитие речи детей.

Представление опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори» Актуальность. В наше время, резкое обновление.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
Опубликовано: 29 октября 2017 в 09:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД