МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

Ольга Магницкая
Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»

Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста.

Занятия по декоративному рисованию я тесно связываю с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.

Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Народное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах

В прошлом сохранение и развитие народной художественной традиции происходило естественным путём, теперь же это делается сознательно, целенаправленно, с самого раннего детства.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо постоянно обращаться к истокам русской народной культуры : фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.

Народно-декоративное прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.

Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица - это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, видим их воплощение в посуде. Конь - это символ солнца, медведь - символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл - добрую силу, олень - изобилие.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом, что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии и точки между ними - землю и зёрна; точки, капли, косые линии - дождь; спирали - ход солнца по небу, космос; ромбы - плодородие; круги - солнце, дом; кресты - веру. Всё это я стараюсь донести до детей.

В нашей группе создана целая коллекция изделий народно-прикладного искусства. Это изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковская игрушка, очень много матрёшек. Дымковская игрушка особенно полюбилась детям, я думаю, за её простоту и красочность. Ведь элементы росписи дымковской игрушки очень просты. Это полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. В каждой последующей группе я возвращаюсь к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская роспись).

По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов. Моя задача - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.

Тщательно изучая материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, я уточняла методы и приёмы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические игры: «Найди силуэту пару», «Дорисуй узор», «Найди пару», направленные на расширение и закрепление знаний о народных промыслах; разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона); различный иллюстрированный материал; были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства.

Я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняю, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.

В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приё мы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;

- связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;

- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;

- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;

- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;

- называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности;

- использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);

- применение ИКТ (использование ноутбука и интерактивной доски).

Мы с детьми освоили изготовление дымковской игрушки из бросового материала. Ведь игрушки из глины тяжёлые и хрупкие, а игрушки из бросового материала очень лёгкие. Ими можно играть, не боясь, что они упадут и разобьются. Из пластиковых бутылок мы изготавливаем барышень, из контейнеров от киндер-сюрпризов - поросят, петушков, курочек, уточек, собачек. Верх бутылок обрезается на желаемую высоту юбочки. Заготовки обмазываются ровным слоем пластилина (лучше использовать скульптурный пластилин, но можно и простой, формируются мелкие детали, затем фигурки покрываем мукой, чтобы краска хорошо держалась, а далее - белой акриловой краской. После высыхания фигурки расписываем разноцветными акриловыми красками или гуашью.

Дети очень радуются, видя результат своего труда.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусствоДекоративно-прикладное искусство Художественно - эстетическое развитие детей — важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,.

Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа)Декоративно-прикладное искусство на продуктивной деятельности (старшая группа) На тематической недели по теме "Знакомство детей с народными промыслами". Провела продуктивную деятельность по теме:"По мотивам дымковской.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 — 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Педагогический проект «Декоративно-прикладное искусство» Вид проекта: творчески – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель,.

Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани» Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа) [Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагог. Цель проекта:.

Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство. Проблема :В настоящее время.

Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста Аппликация соломкой. Воспитание детей осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 16:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД