Лучший педагог года

Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси»

Светлана Климова
Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе.

Выполнила: воспитатель Климова С. С.

«Народные праздники на Руси»

Беседа с детьми о русских народных праздниках (с использованием мультимедиа).

Публикация «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы „Народные праздники на Руси“» размещена в разделах

Цель: Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о ценностях народной культуры.

Образовательные задачи : заинтересовать детей какие бывают праздники на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки, об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры, воспитывать желание, дарить близким людям и своим друзьям подарки.

Словарная работа: обычай, благая весть, коляда, козули, святки, ряженые, колядовщики.

Используемый материал: русская изба где осуществляется ООД, народные костюмы, слайды с изображением праздничных гуляний на Рождество, Коляда, Сороки, Жаворонки, календарь народных праздников, тихая музыка, «Звон колоколов», цветные карандаши, бумага.

Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, просмотр слайдов, беседа, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Предварительная работа: учение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, разучивание русских народных игр, картинки, открытки, чтение художественной литературы.

Область применения: непрерывная образовательная деятельность с детьми.

Формы и методы реализации: беседу с детьми о русских народных праздниках я решила провести в форме телепередачи, т. к это способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым.

Методы и приемы: наглядный метод (слайды народных праздников, словесный метод (беседа о традициях, обрядах на Руси, практический метод (рисование праздничных открыток, прием эмоциональной заинтересованности (интервью ребёнка, использование звуковых эффектов (колокольчики).

НОД

Воспитатель: предлагает детям отправится в необычное путешествие «Историю праздников на Руси». (Слайд 1)

На Руси люди очень любили и любят праздники. С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями, встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,

«Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Пели песни, плясали.

Ребята, вы любите праздники? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Какие вы знаете праздники? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, я была уверена, что вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей) Я с вами согласна, но можно я ещё вам немного расскажу о них. Наши предки – это русские люди, они всегда почитали праздники, вот только праздновали их немного иначе, не как мы, современные люди. В старину все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку народных инструментов : балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. (Слайд 2) Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации, по-особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов). (Слайд 3) Ребята, я вам тоже приготовила колокольчики (дети подходят к столам, берут колокольчики, предлагаю исполнить свой колокольный звон. Вот видите, работа звонаря необычна и требовала много умения и музыкального слуха. Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей). На пороге большой христианский праздник – Рождество. (Слайд 4) Один из самых известных и любимых праздников. А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

Послушайте мою историю.

(Выключается свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча. Дети садятся рядом полукругом.) Воспитатель: Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Прочтение стихотворения «Рождество» Г. Лонгфелло.

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад

Слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем!».

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень,

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастье всем!»

Ребята, что вы ждёте от этого праздника (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». (Слайд 5)

В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.

Я знаю, что вы подготовили колядки. Прочтение наизусть колядок детьми.

Коляда, коляда.

Накануне Рождества,

Тетенька добренька

Пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Маленьких хлопчик

Сел на снопчик,

В дудочку играет

Коляду потешает.

Авсень, Авсень,

Завтра новый день!

Не стой у ворот,

Завтра Новый год!

Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

(Слышится веселая песенка кладовщиков.) Воспитатель: Слышите и к нам идут ряженые, давайте встретим их. Входят колядовщики: Медведь, Коза, Цыганка поют песенку. (дети, на голове атрибуты персонажей).

Коляда, коляда,

открывай ворота,

Кто даст пирога

Тому полон хлев скота,

овин с овсом.

Жеребца с хвостом.

Сеем веем посеваем

с Новым годом поздравляем.

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые. Вот вам угощение: сыр да печенье, пряники, конфеты. Дети угощают ряженых конфетами.

Воспитатель: А давайте поиграем в русскую народную игру, которая называется «Иван»

В этой игре используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

- Иван-косарь, что ты делаешь?

- Траву кошу.

- А зачем косишь?

- Коров кормить.

- А зачем коровы?

- Молочко давать.

- А зачем молочко?

- Сырцы делать.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотников кормить?

- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Воспитатель: Поиграли, можно и дальше продолжить наш разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском календаре. А сейчас о масленице. (Слайд 6,7)

Масленица - один из любимых народных праздников русского народа, который из века в век передаёт состояние широкой русской души, традиции и обычаи Россиян. Масленица – последний зимний, один из самых любимых и долгожданных в народе праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну. Масляная неделя не имеет строго отведенного срока празднования и выпадает то на конец февраля, то на начало марта.

Масленицу на Руси называли честной, широкой и веселой. И всегда с нетерпением ждали ее наступления.

Масляная неделя насыщена обычаями и традициями! И для каждого дня они свои.

(Слайд 8,9). Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста, на слайд (изображение - жаворонок). Как называется эта птица? (ответы детей). А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.

22 марта – «Сороки». А почему Сороки? ( Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси)

Воспитатель рассказывает детям русскую народную былину. Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов.

А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. (Слайд 10)

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

Ребята, вставайте в круг поиграем в игру «Жаворонок.

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.

Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.

«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Воспитатель: дети, кто мне из вас напомнит, о каком празднике я ещё не говорила (ответы детей). Да– это Пасха. Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!

(Слайд 11, 12)

Итог: Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Пришло время возвращаться в настоящее. Звучит музыка колокольчиков (Слайд 13) Ребята, хочу услышать ваше мнение о нашем путешествии. (ответы детей) Как вы будете отмечать народные праздники? Какие добрые, теплые слова вы будете говорить своим близким? Какие вы будете дарить подарки друзьям? (ответы детей, нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким. К какому празднику вы будете рисовать открытки, это на ваше усмотрение.

Публикации по теме:

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Оберег для друга» Цель: создать условия для развития умения понимать знаково - символическое обозначение оберегов. Задачи: • Познакомить детей с понятием.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы «Путешествие в сказку». Программные задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закреплять умение детей отгадывать загадки,.

Непосредственная образовательная деятельность «Весна» для детей подготовительной к школе логопедической группы Цели: коррекционно-образовательные: Закреплять и систематизировать знания по лексической теме «Весна» Уточнять и активизировать словарь.

Непосредственно-образовательная деятельность познавательно-речевой направленности для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности познавательно – речевой направленности для детей подготовительной группы «Путешествие.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной группы «Задания волшебника Часа» .

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Такие разные и такие похожие» Образовательная область «Социализация» Программное содержание: воспитывать доброжелательное отношение, терпимость, интерес и уважение к.

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Русь моя великая» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Как солнце весне помогало» Задачи: 1. Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и не живой природе. 2. Формировать умение.

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в королевство Фитнеса» Цель: Сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение уровня двигательной активности, совершенствования физического развития. Образовательные.

Совместная образовательная деятельность подготовительной группы «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству Задачи: Обучающие: • Расширять и уточнять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси»
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 18:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД