Лучший педагог года

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы. «Будем вместе мы дружить»

Галина Ботова
Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы. «Будем вместе мы дружить»

Составила: Ботова Галина Дмитриевна воспитатель МАДОУ детский сад №61 г. Балаково Саратовской области

Будем вместе мы дружить.

Цель: Ознакомление детей с исторической культурой народов Поволжья.

Задачи:

Образовательные :

• расширить представление детей о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегу Волги.

• расширять представления о самобытности народов Поволжья

Развивающие:

• развивать интерес к культуре разных народов;

• развивать нравственно-патриотические качества : гордость за свой народ;

Публикация «Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы, „Будем вместе мы дружить“» размещена в разделах

• расширять представления о самобытности народов Поволжья;

• развивать речь и мыслительную деятельность.

Воспитательные : воспитывать любовь, дружбу и уважение к народам, живущим на волжской земле.

Возраст воспитанников : 5 – 6 лет, старшая возрастная группа.

Словарная работа: коруна, хушпу, тухья, масмак.

Интеграция образовательных областей : социализация, коммуникация, музыка.

Материал: Географическая карта Российской Федерации (разложена на столе воспитателя); куклы в костюмах народов, живущих на территории России (русская, чувашская, мордовская татарская); шкатулка; русский народный костюм для бабушки Матрёны; иллюстрация с изображением девушки в русском наряде; блины; чувашский народный костюм для Хозяйки; элементы чувашского костюма: тухья, хушпу, кокошник, масмак, коруна; компьютер.

Предшествующая работа:

• Рассматривание иллюстраций с изображением девушки в русском и чувашском костюмах;

• Беседа о национальной одежде наших предков;

• Дидактические игры «Одень куклу», «Составь узор»;

• Рисование элементов русского костюма;

• Разучивание хоровода «Ленок».

• Чтение народных сказок, былин, песенок.

• Заучивание стихов, частушек, загадок.

• Слушание песен, музыки.

• Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.

• Сбор, рассматривание предметов быта.

Посещение Краеведческого музея совместно с родителями

Экскурсия в «Центр национальных культур города Балакова»;

Материал к занятию:

• Карта России. Карта Саратовской области

• Куклы в национальных костюмах.

• Предметы национального быта.

• Аудиозаписи песен, музыки.

• Народные инструменты.

• Головные уборы.

Ход образовательной деятельности.

Тихо звучит мелодия русской песня о нашей Родине.

Дети заходят в зал. На кинопроекторе слайды природы Саратовской области.

Воспитатель : Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?

Ответы детей:

«Жить – Родине служить».

«На родной стороне и ворона родная».

«В родном краю как в раю».

«На родной стороне и камушек знаком».

Воспитатель : А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:

«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей родной».

Воспитатель : А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.

Воспитатель : Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?

Дети: Чуваши, татары, мордва, русские.

Воспитатель : Всех их объединяет язык общения - русский.

(Выставляет на стол шкатулку, звучит русская мелодия «Светит месяц»). Откуда слышится такая красивая музыка?

Дети: Из шкатулки.

Воспитатель : Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки куклу в русском национальном костюме). К нам в гости пришла кукла Даша. Посмотрите, какая она нарядная. Расскажите, в какой она одета костюм, опишите её наряд.

Дети: На кукле красивый яркий сарафан, белая кофта, на голове кокошник, а в косу вплетена атласная лента.

Воспитатель : Кукла Даша одета в русский национальный костюм. А чтобы побольше узнать об этом костюме и о быте русского народа, кукла Даша приглашает нас в гости к бабушке Матрёне.

Звучит русская народная мелодия «Пряха». Дети подходят к макету русской избы, встречает их бабушка Матрёна (воспитатель) в русском народном костюме и приглашает детей к себе в избу.

Дети садятся на скамейку.

Бабушка Матрё на: Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Спасибо, что мимо не прошли,

Ко мне в гости зашли!

Проходите, не стесняйтесь

Поудобней располагайтесь!

Какие вы все ладные и нарядные!

Катенька – Катюшка,

Златовласая девчушка!

Андрюша – умница,

Ксюша – красавица,

А Наташечка, словно пташечка,

Алёша – молодец,

Ну а Слава – удалец!

(на мольберте развешены картинки русской избы и быта)

В своём селе мы живём все дружно. Друг друга знаем, другу помогаем. Частенько по вечерам, собираемся в какой-нибудь избе, песни поём.

(Поет один куплет песни «Пряха», слова сопровождает движениями).

А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм?

Дети: русский, народный.

Бабушка Матрё на: А что вы о нём знаете? Что носили русские девушки?

Дети: Они носили сарафан.

Показ слайдов на компьютере.

Бабушка Матрё на: Что ещё носили русские люди в старину?

Дети: Они носили рубахи.

Бабушка Матрё на: А какие русские головные уборы вы знаете?

Дети: Кокошник, корона, венец, платок шаль.

Бабушка Матрё на: Ребята, а скажите, чем украшали рубахи?

Дети: Лентами, вышивкой.

Бабушка Матрё на: А какие цвета использовали?

Дети: Чёрный, красный, белый.

Бабушка Матрё на: Кто знает, что обозначают эти цвета?

Дети: Красный – огонь, солнце.

Он оберегал от нечистой силы.

Белый – чистоту, невинность, милосердие.

А чёрный – землю, покой, благополучие.

Бабушка Матрё на: Молодцы, вы много знаете про русские костюмы. Сейчас я с вами поиграю в игру, которая называется «Покажи правильно».

Дидактическая игра «Покажи правильно».

Бабушка Матрё на: Часто вечерами девушки водили хороводы за околицей. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Хоровод «Ленок».

Бабушка Матрё на: Детушки, мои, лапушки! На Руси всегда гостей встречали хлебом – солью, да в Красный угол сажали, да блинами угощали. Давно блинов не ели? Блиночков захотели? Вот я вас и угощу. (Угощает детей блинами, припевает).

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои!

Дети: Ой, спасибо вам! Блины

Блины очень хороши.

Спасибо этому дому,

Пойдём к другому!

Звучит чувашская народная музыка «Волжанка».

Дети друг за другом проходят к шкатулке.

Воспитатель : (берёт шкатулку). Снова музыка слышится из нашей шкатулки. (Достаёт из шкатулки куклу в национальном чувашском костюме). Посмотрите, ещё одна кукла пришла к нам в гости. Это чувашская кукла, зовут её Мария. Она приглашает нас в чувашскую избу.

Дети проходят к макету чувашской избы.

Детей встречает Хозяйка в чувашском национальном костюме, приветствует их на чувашском языке.

Хозяйка: «Хайваны ваше».

Здравствуйте. Проходите, гости дорогие!

Мы в нашем селе живём дружно : и русские, и чуваши.

Мы всегда рады гостям.

(Обращает внимание на свой костюм). Если русские девушки носили сарафаны, то чувашские носили платье, украшенное яркой вышивкой.

А ещё у них был красивый фартук, тоже украшенный вышивкой.

На голове у меня головной убор чувашских женщин. Он называется хушпу. Давайте повторим.

Дети: Хуш – пу.

Хозяйка: Незамужние девушки носили на голове тухью.

Дети: Тухь – ю.

Хозяйка: Вот она (демонстрирует головной убор). Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой, бисером и на неё пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечисти. Послушайте, как звенят монетки. Тухья передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком.

Наш чувашский народ очень любит песни и игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которую очень любят чувашские дети «Иголка, нитка и узелок».

Игра «Иголка, нитка и узелок»

Хозяйка: Молодцы, а теперь я вам спою, а вы мне подыграете на ложках. Поёт чувашскую народную песню «Хорошо в деревне летом».

Дети аккомпанируют на ложках.

Хозяйка: Ребята, я хочу узнать, запомнили ли вы, как выглядят головные уборы чувашей. Я буду описывать, а вы называйте, какой головной убор я описала.

На столе разложены головные уборы – тухья, хушпу, кокошник, масмак, коруна. Дети находят тухью, хушпу, масмак.

Хозяйка: Вы правильно нашли чувашские головные уборы. Народ наш любит встречать и угощать гостей. Вот и я угощу вас сейчас клюквенным напитком. (Угощает).

Дети благодарят Хозяйку и прощаются.

Хозяйка: «Тепре куриччен». До свидания.

Дети, держась за руки, проходят к шкатулке.

Воспитатель : Ребята, где мы сегодня побывали?

Дети: В русской и чувашской избах.

Воспитатель : Мы вспомнили и узнали много интересного о национальных костюмах русских и чувашей. Они разные и очень красивые. Мы водили хоровод и играли в подвижную игру, слушали русскую народную песню и чувашскую народную мелодию. И всех нас объединяет дружба!

Будем жить по воле Божьей,

Как единая семья

Вся Россия и любимое Поволжье,

Это Родина моя!

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы №2 с 8.02 по 29 .02. 2016 г. 2 неделя 1. «Хорошо у нас.

Непосредственно образовательная деятельность «Мальчики и девочки вместе» с детьми средней группыНепосредственно образовательная деятельность «Мальчики и девочки вместе» с детьми средней группы Образовательная область «Социально-коммуникативная». Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Задачи:.

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» ВидеоНепосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» Видео Пока мы живы! Будем помнить! Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Обучающие задачи: 1. Расширять представление.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 младшей группы (апрель-май) АПРЕЛЬ Семья 1. Беседа о том, что такое семья. 2. Рассматривание фотографий членов семьи детей. 3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшей группы. «Будем вместе мы дружить»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 21:42
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД