оксана воробьева
Образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир воды и воздуха»
«Путешествие в мир воды и воздуха»
Возраст детей, образовательная область: 5-6 лет, познавательное развитие.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с водой и воздухом.
Задачи: продолжать формировать представления детей о роли воды и воздуха в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводить знакомые опыты с водой;
закрепить знания о свойствах и формах воды, воздуха;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Путешествие в мир воды и воздуха“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Планируемые результаты: дети обрели навык работы с водой, научились проводить элементарные опыты с водой, умеют делать выводы.
Оборудование:
для каждого ребенка: емкости для воды разной формы, по 2 стакана воды, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, лупы, краски, кисточки, коктейльные соломки, полоски бумаги 1х10 см, по количеству, салфетки, фартуки, лейки, воронки;
для воспитателя: глобус, тазик с водой, пустая банка, бумажные салфетки, маленький кусочек пластилина, бутылка газированной воды, стакан, некрупный виноград, иллюстрации рыб, сюжетные картинки на тему «Использование лупы и увеличительного стекла»
Предварительная работа: Рассматривание глобуса, иллюстраций, фотоматериалов о различных водоёмах;
беседа «Кому нужна вода», «Водоёмы нашего края»; опыты-эксперименты с водой; чтение художественной литературы по данной тематике, разучивание стихов, чистоговорок, отгадывание загадок; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой.
Ход занятия:
Организационный момент
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать
- Ребята, посмотрите, какой мяч закатился к нам в группу. Какой он красивый, разноцветный.
А вам нравится он? (рассуждения детей)
Мотивационно-ориентировочный
Глобус –модель нашей земли, только в уменьшенном виде.
-Что можно сказать о нашей планете?
-Но как разглядеть маленькие объекты на глобусе? (Лупа, увеличительное стекло)
-Как лучше видно: глазами или с помощью лупы?
-Для чего нужна лупа? Где используется?
Поисковый
-На нашей планете много воды. Какой формы может быть вода?
-Как проверить?
-Тогда, я вас приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию, и хочу предложить вам провести различные опыты. Будем учеными
-А кто такие ученые?
-Вспомним правила поведения в лаборатории «Разрешается-запрещается»
В лаборатории все ходят в халатах и мы тоже их оденем.
Практический
-У нас в лаборатории есть различные сосуды-квадратные, круглые, широкие, узкие. Давайте заполним их водой.
Опыт№1 - Вода принимает форму
-Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)
-Какую форму приняла вода?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который налита.
-Все ученые свои открытия фиксируют. Мы тоже это все будем зарисовывать.
Опыт №2 – Вода-бесцветная жидкость
-Ребята, вы были на море?
-Я никогда не была на море. Какого цвета вода в море?
-А вы можете нам показать такой цвет?
-Вода имеет цвет?
-Зафиксируем полученный результат
Вывод: вода прозрачная жидкость.
-Что нужно для жизни всем живым существам? (вода, воздух, свет)
- Как нам обнаружить воздух?
Опыт №3 – Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
Попробуем опустить в контейнер с водой бумажную салфетку.
-Что с ней произошло?
Закрепим с помощью пластилина салфетку на дно банки. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в контейнер с водой.
-Почему салфетка осталась сухой?
В банке есть воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть, опять опустив банку и медленно наклонить ее. Что мы видим? Воздух выходит из банки пузырем.
Вывод: банка только кажется пустой, на самом деле- в ней воздух. Воздух невидим.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели -встали, сели –встали
И на месте побежали
-Невидимый воздух вокруг нас. Мы его вдыхаем и выдыхаем. Сейчас проверим: аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носу. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается.
-Что мы видим? Почему? (мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску)
-А как же нам увидеть воздух?
Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломенку. В стакане появились пузыри. Это выдыхаемый воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни.
Опыт№4 Воздух помогает рыбам плавать.
-А как? У рыб есть плавательный пузырь, заполненный воздухом, который помогает рыбам плавать.
Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Рефлексивно- оценочный
-Ребята, мы сегодня замечательно потрудились в нашей лаборатории.
Что нового вы узнали?
Что запомнилось?
На память всем дарю записные книжки.