Получи документы

Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»

Олеся Микиева
Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развить интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании.

Задачи НОД:

Образовательная область «Художественное творчество» Рисование

Публикация «Конспект интегрированной НОД „Вот так хохлома!“» размещена в разделах

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация»

- Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый;

- Закреплять умение определять количество слогов в словах;

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Образовательная область «Познание»

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Образовательная область «Социализация»

- Развивать творческое воображение;

- Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Образовательная область «Здоровье»

- Развивать потребность в двигательной активности.

Образовательная область «Музыка»

- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);

Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);

Практический (продуктивная деятельность детей - декоративное рисование);

Игровой (сюрпризный момент - Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров).

Материалы и оборудование:

Оборудование: Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломская и гжельская посуда дымковская игрушка, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, диск с записью русской народной мелодии «Ярмарка», магнитофон, мольберт, схемы слов, плазменный телевизор с USB выходом, карта памяти с фотографиями образца выполнения последовательности узора.

Дидактический материал: гуашь красного, зелёного, желтого, чёрного цвета; силуэт сахарницы на каждого ребенка – желтого цвета; кисти № 3; банки с водой, бумажные салфетки.

Предшествующая работа воспитателя: разработка конспекта НОД, подготовка демонстрационного и дидактического материала.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Просмотр презентаций: «Золотая Хохлома».

Структура непосредственной образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Игровая ситуация «Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров».

Рассматривание изделий из Хохломы, Гжели, Дымки.

2. Основная часть.

Проведение игры, «Какой? Какая?».

Беседа о возникновении хохломских изделий и росписи.

Проведение игры «Определи свое место».

Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских изделий.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Показ приема росписи хохломским узором.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа)

3. Заключительная часть.

Анализ детских работ.

Содержание организованной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Дети входят в группу под русскую народную мелодию «Ярмарка».

Воспитатель.

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

Дети рассматривают

Воспитатель.

Ребята посмотрите на этих полочках стоят игрушки. Кто знает, что это за игрушки?

Дети. Дымковские игрушки.

Воспитатель. А на этих полочках посуда, расписанная синими узорами. Как называют такую роспись?

Дети.

Гжель.

Воспитатель. Правильно. Ребята ещё у нас здесь очень много посуды, расписанные жёлтыми, зелёными, чёрными, красными узорами. Как называют эту роспись?

Дети. Хохломская роспись.

Воспитатель. Совершенно верно.

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

2. Основная часть.

Воспитатель. Ребята сегодня в гости к нам прилетела Жар птица - она приготовила вам сюрприз. Посмотрите он в этой коробочке.

(Достаёт из коробочки мячик с хохломской росписью).

Предлагает детям поиграть в игру «Какой? Какая?»

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку называет ключевое словосочетание, дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора - фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебница из соломы – соломенная, ложка из серебра – серебряная, солонка из пластмассы - пластмассовая.

После проведения игры детям рассказывается о возникновении хохломских изделий и росписи :

- Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».

Ход игры:

На доске висят схемы слогов, на мольберте картины с посудой расписанные хохломской росписью дети произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют, сколько слогов в слове и размещают картинку на доске под соответствующей схемой. Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (раскрытые ладони сжимаем, разжимаем в кулачки, затем кисти рук поворачиваются в разные стороны).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель. Теперь, смело приступать к работе! Но сначала ответьте на ми вопросы. Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки).

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (Черный, красный, зеленый, жёлтый).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит

народная мелодия «Ярмарка»).

Проводится индивидуальная работа

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А теперь ребята, берите свои работы размещайте их на доске.

Итог НОД. Работы выставляются на стенд.

Дети становятся в полукруг.

Воспитатель. В каком стиле делали роспись на сахарнице?

Дети. В стиле Хохлома.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?

Ответы детей.

Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей и воспитателя).

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»
Опубликовано: 23 июня 2014 в 02:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД