МААМ-картинки

Общенаучная методология в применении к педагогике

Андреева Юлия
Общенаучная методология в применении к педагогике

Наука - сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое

знание об объективно существующей действительности, отвечающее критериям

относительной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере

развития методов научного познания.

История развития науки позволяет сделать вывод о том, что знание не может

являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополня-

ются, уточняются, а иногда - в периоды «научных революций» - радикально

преобразовываются.

На какие формы познания окружающего мира опирается человек?

Публикация «Общенаучная методология в применении к педагогике» размещена в разделах

Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные

формы познавательной деятельности. Условно можно выделить четыре основных

источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в

окружающем мире и познавая его.

Обыденное, наивное познание: приобретается в повседневных формах

взаимодействий с предметным миром и другими людьми преимущественно индуктивным

путем, часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в

индивидуальном жизненном опыте; основывается на субъективной статистике совпадений

или на ограниченном количестве наблюдаемых событий; знания неполны и не

систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны; знания некритично заимству-

ются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных

предпочтений.

Религиозно-мистическое

познание, часто

имеет

гипотетико-дедуктивный

характер, может строиться на системе взаимосвязанных постулатов и иметь видимость

достаточной обоснованности и систематизированности; опирается на веру, апеллирует к

вере; основывается на «откровении» - непосредственной данности отдельным «из-

бранным» личностям; принципиально не подлежит эмпирической верификации.

Эмоционально-ценностное познание: опирается на опыт эмоциональных

переживаний субъекта и эмоционально-оценочных отношений к окружающей

действительности; результаты субъективны и не могут быть зафиксированы однозначно,

но могут выражаться в объективных произведениях искусства; предполагает

многозначность интерпретаций событий и явлений с позиций эмоциональных обобщений

и ценностных отношений.

Научное познание: опирается на тщательно организованные и спланированные

методы получения знаний, предполагает постоянную верификацию получаемых знаний

общечеловеческой практикой и экспериментом. Цель научного познания - описание,

объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе откры-

ваемых законов. Результаты научного познания могут максимально однозначно

транслироваться и при их использовании обеспечивают получение одинаковых

результатов разными людьми.

Какие особенности характеризуют мировоззрение «идеального» ученого?

Общенаучный уровень методологии опирается на ряд положений, которые могут

быть сформулированы как общенаучные принципы «классического» естественно-

научного исследования.

• Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего

знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая некоторые

явления в микромире: в области биологии, социологии и психологии).• Пространство, в котором происходят события, по своим фундаментальным

свойствам однородно (изотропно) : в любой области пространства явления, объекты и

процессы подчиняются одним и тем же природным законам.

• Время непрерывно и направлено от прошлого в будущее. События необратимы;

следствия не могут быть раньше причин.

• Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-

следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.

• Законы (причинно-следственные связи, которым подчиняются все явления и

события в мире, объективны и познаваемы.

На указанной системе предположений стихийно или сознательно базируется

мировоззрение

современных

ученых,

которые

выступают

представителями

естествознания.

Из указанных мировоззренческих позиций вытекают и требования к получаемым в

ходе научной деятельности знаниям. Научный результат должен быть инвариантным

относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования.

В настоящее время ученые часто обсуждают проблему методоло-гического кризиса

в современном естественно-научном познании. Это связано с тем, что в науке происходят

быстрые и глобальные изменения. Возрастает количество методов исследования, которые

приобретают все более опосредствованный характер. Увеличивается сложность и коли-

чество теорий и гипотез, подтверждение которых становится все более

опосредствованным и косвенным. Исследования ведутся в междисциплинарных областях

и охватывают все более отдаленные от повседневной жизни явления (квантовая механика,

космология). Формулируются новые критерии «научности» в социальных и гуманитарных

областях познавательной деятельности (Розин, 2000). С каждым годом растет количество

знаково-символи-ческих средств, в которых различными способами фиксируются

результаты научного познания. Таким образом, современные научные знания становятся

все менее однородными с точки зрения традиционных критериев «научности».

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом,

отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов

окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на

необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное

строение и свои законы функционирования. Системный подход пришел на смену

функциональным, аналитическим подходам, в основе которых лежали ассоциативистские

механистические концепции однозначного детерминизма и редукционизма. Редукционизм

как принцип исследования предполагает познание сложного целого через его расчленение

на все более и более простые составляющие части и изучение их природы. При этом

имеется в виду, что свойства объекта как целого порождаются суммой свойств его частей.

Дальнейшее развитие этой мысли приводит исследователей к выводу, что познание

объективных свойств элементов и способов их изменения открывает возможность

изменения свойства, а следовательно и качества целого.

Сущность системного подхода

заключается в том, что относительно

самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в

развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные

свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему

элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода

требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм,

конкретность, учет всесторонних связей и развития. Системный подход предполагает

построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые

процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их

функционирования и принципах эффективной организации.

Эвристические и практикопреобразующие возможности системного подхода в

исследовании образования как педагогического процесса обнаруживают себя приобращении к категориям "педагогическая система", "целостность" и "взаимодействие".

Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть

представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического

процесса, содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура) и

материальная база (средства). Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое

целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель - ведущий

фактор возникновения педагогической системы.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической

теории, эксперимента и практики, который иногда неправомерно понимается как

некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через

эксперимент к практической деятельности. Правильная интерпретация и развитие этого

принципа позволяют понять, что существуют определенные циклические связи между

практикой и наукой. Педагогическая практика является действенным критерием

истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично

верифицируются экспериментом. Практика становится и источником новых

фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для

правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в

образовательной практике," порождают новые вопросы, требующие фундаментальных

исследований.

Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой

ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы,

или принципы. В педагогике - это целостный, личностный, деятельностный,

полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический

подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при

котором изучается какая-либо сторона педагогического процесса безотносительно к

тем изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности. Суть

функционального подхода заключается в том, что изучение педагогического процесса

осуществляется без учета его как целостности, как системы с определенной структурой, в

которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач, а

движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого.

Функционализм в педагогике в значительной степени является порождением

метафизического подхода традиционной педагогической науки к рассмотрению явлений

действительности: обучение должно дать известную сумму знаний и умений, а

воспитание - сформировать нравственное сознание и привить социально желаемое

качество. При этом учитель учит, а воспитатель - воспитывает.

Личность не формируется по частям, говорил А. С. Макаренко. Тем не менее, в

ряду объективных противоречий современной образовательной практики главным, на наш

взгляд, является противоречие между целостностью личности и функциональным

подходом к решению проблемы ее развития. Отсюда - необходимость целостного

подхода, главная идея которого выражается в том, что

- свойства целого не являются суммарным порождением свойств его элементов;

- свойства целого, проявляющиеся в своем реальном существовании, могут

полностью отсутствовать у его элементов. Они являются следствием не механического

сложения, а сложного взаимодействия свойств элементов. Система активно воздействует

на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе;

- изменение одного компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей

системе в целом;

- ориентация при организации педагогического процесса на интегративные

(целостные) характеристики личности;

- личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая

система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в КалининградеФотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общенаучная методология в применении к педагогике
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 15:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД