Лучший педагог года

Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности

Людмила Костина
Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район

Материал для выступления на IV муниципальных педагогических чтениях по теме:

«Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности»

Воспитатель Костина Людмила Александровна

МБДОУ детский сад № 4

Каневская, 2016 г.

Публикация «Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности» размещена в разделах

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Целью данного педагогического опыта является обучение дошкольников грамоте в посредством практической и игровой личностно-ориентированной деятельности.

Задачами по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста не являются обучение их чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе. В детском саду мы знакомим дошкольников со словом, предложением, слогами, звуковым строением слов, буквами. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются практическая и игровая деятельность, так как именно она является ведущей на этапе дошкольного детства.

Традиционно содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления:

1. Развитие связной речи

2. Подготовка к обучению чтению

3. Подготовка к обучению письму

Эти компоненты являются обязательными структурными компонентами деятельности с детьми. Как их сделать интересными, запоминающимися и полезными для ребят – вот задача, стоящая перед каждым воспитателем. Я решаю её при помощи подбора игровых упражнений, ситуаций, дидактических моделей.

Например, в работе по развитию связной речи, можно использовать метафорические переносы значений на примере описательных загадок, упражнений на подбор синонимов. Хорошим приёмом может стать составление коллективного письма в «ситуации письменной речи».

При подготовке к обучению чтению использую примеры, игровые упражнения, дидактические словесные игры, модели звуковой структуры слова, картины-схемы звукового состава слова. На ней помещается рисунок – слово, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, в которых изображены кружочки – звуки. У каждого ребёнка на столе – карточка с определённым количеством клеток, конверт с фишками 3-х цветов. В процессе звукового анализ ребёнок будет заполнять последовательно клеточки на карточке фишками.

Подготовка к обучению письму включает в себя массу пальчиковых игр, игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», ручной труд, работу со штампами. Для развития мелкой моторики я использую в работе технологии ниткописи, бисерографии. Развивать тактильные ощущения можно при помощи вырезания, приёмов вырывания листа бумаги, так называемых «чудесных спичек», упражнений и игр, в том числе подвижные.

Мною были изучены игровые методы, которые мы использовали в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в направлении подготовки к обучению грамоте. В ходе обследования я обнаружила и зафиксировала улучшения показателей речевого развития детей. Это говорит об эффективности выбранной методики. Данная работа проводилась на протяжении 2-ух лет: в старшей и подготовительной к школе группах.

Игры и игровые методы, используемые мной в работе, могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями воспитанников.

Использование данного педагогического опыта в работе воспитателя с детьми позволяет наиболее эффективно достичь задач, стоящих перед воспитателем в данной области развития детей и максимально приблизиться к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Разнообразить образовательную деятельность развивающим материалом, ввести словесные игры в повседневную и самостоятельную деятельность детей, развить навыки грамотности наиболее эффективным методом – игрой. А также поддерживать взаимосвязь воспитателя с родителями (использование родителями игр из опыта будет способствовать закреплению навыков, полученных в детском саду, расширению возможностей дошкольника).

Актуальность данного опыта работы состоит в том, что совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений новых технологий. Они направлены на своевременное обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий для всестороннего развития, формирование полноценной личности и получения им должного образования.

В наше время значительно выросли требования к развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успех его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Список литературы:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/17/priemy-i-metody-podgotovki-detey-k-obucheniyu-gramote

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2014/09/08/obuchenie-doshkolnikov-gramote-v-natsionalnom-detskom-sadu

Публикации по теме:

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Консультация «Формирование речи дошкольников в игровой деятельности» Речь – наиважнейшая центральная психическая функция, благодаря которой человек выражает свои мысли и эмоции, самореализовывается и входит.

Гендерная социализация в игровой деятельности дошкольников «Ребенок – это художник, творящий реальность» (Пабло Пикассо) Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не.

Использование игровой деятельности для всестороннего развития дошкольников В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития.

Консультация «Конфликтные ситуации в игровой деятельности старших дошкольников» Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического.

Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: - формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.

Доклад «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида "Кораблик". Московская область, городской.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников грамоте в контексте практической и игровой деятельности
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 15:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД