Ирина Махова
Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада»
ВВЕДЕНИЕ
Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Опыт работы „Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
В своей работе мы осуществляем экологическое воспитание и образование по следующим принципам:
1) постепенное в течение года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их функциональной взаимосвязи с внешними условиями;
2) первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать;
3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;
4) широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;
5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказочных персонажей, игрушек, различных видов игр.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ В ДОУ
Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие форм работы – это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
1. Занятия
Основной и самой главной формой работы по экологическому воспитанию и образованию является занятие.
Основы экологической культуры закладываются в повседневной жизни, когда воспитатель систематически через циклы наблюдений, трудовую деятельность и общение знакомит детей с объектами природы, составляющих их предметное окружение. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Накопленные представления необходимо упорядочить: осмыслить, расширить, углубить, систематизировать, обобщить. В этом случае решающую роль начинают играть различные виды занятий.
Различное познавательное содержание дает возможность выделить несколько типов занятий по ознакомлению дошкольников с живой природой. На протяжении дошкольного периода большая часть занятий отводится на ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В этом случае воспитатель пользуется наглядным материалом (картинками, слайдами, книгами).
Дети обучаются распознавать по признакам внешнего строения садовые, лесные растения, диких и домашних животных; узнают, чем они питаются, как передвигаются и многие другие факты их жизни. На занятиях этого типа, которые условно можно назвать первично-ознакомительными, дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.
Новое содержание знаний, которое дети могут усвоить в процессе обучающего воздействия взрослых, породило необходимость разработки нового типа занятий, которые мы условно назовем углубленно-познавательными. Содержание занятий по ознакомлению с природными зависимостями направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Тематика этих занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые доступны для понимания и усвоения старшим дошкольникам. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы, где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и пр.
Следующий тип занятий – обобщающий – проводится с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Тематика обобщающих занятий может быть разнообразной : овощи и фрукты, домашние и дикие животные, культурные и дикорастущие растения, сезоны и пр.
Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин. Наглядность помогает выделить общие признаки объектов природы и установить их существенное сходство.
Оба типа занятия являются достаточно сложными по сравнению с первично-ознакомительным типом. Ими завершается работа по ознакомлению дошкольников с природой. Такие занятия могут проводиться только со старшими дошкольниками с опорой на представления, сформированные у детей на предшествующих этапах.
Следующий тип занятий – комплексный – является очень важным для личностного развития дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:
- дети познают явления с различных позиций;
- дети меньше утомляются от обучения, т. к. происходит частая смена деятельности;
- одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.
Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и пр.).
2. Работа в групповом уголке природы
Одна из форм работы по экологическому воспитанию и образованию – это работа в групповом уголке природы. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Наш уголок природы включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в группе, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т. д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.
В нашем уголке природы размещены горшки с посадками лука, за которым мы ведем наблюдение. Есть календарь погоды, в котором мы каждое утро отмечаем состояние погоды.
Как же используется уголок природы в педагогическом процессе? Воспитатель организует в нем три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, познавательно-ознакомительная и общение с природой.
Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий – то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
3. Труд в природе
Еще одна из форм работы по экологическому воспитанию – это труд в природе. В основном – это работа на огороде. На огороде мы выращиваем различные овощные культуры: морковь, свёклу, лук, петрушку и др. Традиционное педагогическое назначение огорода – место, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур. Но можно поставить и еще некоторые цели: давайте вырастим зеленый лук, а затем будем срывать его, добавлять в суп, так как в нем много витаминов и он очень полезный; давайте вырастим морковь, а затем убранный урожай отдадим на кухню.
Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами – это демонстрация и осознание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать. Человек и его труд – это средообразующий фактор в их жизни. Необходимо, чтобы это понимали и взрослые, и дети.
Экологический взгляд на трудовую деятельность выдвигает новые требования к её организации и методике проведения. Значительная роль отводится наблюдению, которое помогает определить состояние живого объекта и условий, в которых он находится. Первоначальный осмотр растений позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению труд становится осмысленным, осознанным, экологически целесообразным.
В организации любого труда в природе – совместного ли воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке природы, коллективного ли на участке, на огороде - необходимо четкое выделение трех этапов:
1) наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
2) трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
4. Разработка маршрута в природу
Очень важна для экологического образования и воспитания детей такая форма работы, как разработка маршрута в природу : намечаются экологически значимые объекты, составляется описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1-1,5 км. Маршрут дает хорошую возможность познакомить дошкольников с многообразием растений и животных, связями, которые существуют между ними.
Экологическими объектами маршрута могут стать: лес любого состава (смешанный, березняк, дубрава, ельник и т. д., луг, поле, водоемы, охраняемые объекты (заказники) и т. д. Объектами маршрута могут быть также примеры отрицательного воздействия человека на природу (свалки, вытоптанные места). А также мы с детьми посещаем лес в разное время года (осенью, зимой).
5. Посещение «уголка нетронутой природы»
Мы расширяем и уточняем представления детей о деревьях, кустарниках, насекомых с помощью такой формы работы, как посещение «уголка нетронутой природы». Это еще одно экологическое пространство, которое может быть создано на участке детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка само собой будет складываться естественный биоценоз – станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселяются насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые растения, цикорий, крапива и др.). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. В нашем детском саду есть такой «уголок» - небольшой детский участок, не закрепленный за возрастной группой. Там мы и наблюдаем за жизнью растений, насекомых.
Детский сад может выбрать любое из пространств, чтобы наилучшим образом организовать и использовать в деятельности с детьми свою зеленую зону.
6. Работа с книгами и наглядными пособиями
Одной из важных форм работы по экологическому образованию, используемых в нашем детском саду, является работа с книгами и наглядными пособиями. Наибольший эффект в экологическом образовании и воспитании детей имеет работа по учебникам А. А. Плешакова. Например, мы часто работаем по книге А. А. Плешакова «От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов», которую целесообразно иметь во всех ДОУ.
В детском саду должно быть достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. В нашем ДОУ имеются различные произведения отечественных классиков: Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Паустовского. Работа с детьми построена на произведениях В. Бианки, также дети знакомятся с рассказами о животных Е. Чарушина. На примере творчества В. Бианки и Е. Чарушина дошкольники видят как человек, умеющий видеть природу, любящий его, наблюдательный и внимательный, может рассказать о природе, животных, рисовать их. На книжных полках в группах могут стоять разные книги этих писателей.
Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, её важнейших характеристиках (полюса, океаны и моря, континенты и др., о России, её столице, своем городе, о главных морях и реках страны и вообще о природе невозможно без основных географических пособий. В нашем детском саду в группе есть глобус, карта России и карта Тульской области. Интеллектуальные возможности детей 5-7 лет позволяют пользоваться такими пособиями, которые наглядно и схематично знакомят детей с «домом», в котором они живут: сначала с комнатой и квартирой, далее с улицей, городом, страной и, наконец, с планетой. Ребята этого возраста с удовольствием вместе с воспитателем путешествуют по большой карте, рассматривают её, читают крупные названия, задают вопросы.
В методическом кабинете нашего ДОУ есть картины с изображением времен года, диких и домашних животных и многое другое. У дошкольника преобладает образное мышление, а восприятие слова, если оно не сопровождается изображением, затруднено. Картина имеет то преимущество, что она статична, её можно долго и многократно рассматривать. Поэтому формирование представлений обо всем том, что не рядом с ребенком, следует осуществлять с использованием цветных, крупного размера картин и таблиц.
В нашем дошкольном учреждении имеются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей. Также в своей работе используем кассеты и диски с записью голосов и звуков: «Голоса птиц», «Шумы и звуки окружающего мира» и др. Не выходя из детского сада, дети могут услышать шум моря, пенье птиц, стук дождя, гром и многое другое.
7. Работа с произведениями искусства
Систематическое восприятие живой природы, ее красоты в экологическом понимании, когда окружающие ребенка растения и животные находятся в хорошем состоянии, не болеют благодаря созданным для них условиям, пробуждает в детях чувство красоты, гармонии. Они начинают замечать сочетание линий, цвета, формы, стремятся отобразить свои впечатления в рисунках, поделках и т. д. Это важный момент, и воспитателю следует поддержать творческий поиск детей, показать, что так рождается художник. Пейзажисты, анималисты, художники народных промыслов – все они любят природу, наблюдают её, чувствуют её красоту, а потом отображают это в своих произведениях.
Детский сад имеет коллекцию художественных произведений, связанных с природой. Имеются изделия народных промыслов. Все они прекрасны. Для экологического воспитания особое значение имеет хохломская роспись с её прекрасным растительным орнаментом. Хохлома – это яркое проявление глубинной взаимосвязи российского народа с природой, это – эмоциональное выражение любви к ней. Такая красивая, но удивительно простая роспись – листики, ягодки, травинки, завитые стебельки! Нужно время от времени устраивать в детском саду выставку хохломских изделий, чтобы дети обратили внимание на это великолепие.
Картины природы, орнаменты с элементами растений и животных украшают самые различные предметы: ткани, посуду. Нередко в детских книгах бывают прекрасные иллюстрации, часто (особенно в календарях) встречается художественная фотография – пейзажи, композиции из цветов и др. В методическом кабинете мы собираем особо ценные в художественном отношении предметы. Их можно использовать в педагогическом процессе для экологического воспитания детей : показывать красоту природы, отраженной художниками в различных предметах и произведениях искусства.
Особо следует сказать о художественных картинах, о современной и классической живописи с изображением природы. Наш детский сад собирает репродукции отечественной пейзажной классики: «Март» И. И. Левитана, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и др. Нужно учить детей смотреть картины, замечать красоту и наслаждаться ею, выбирать то, что больше нравится. Дело в том, что воспитатель, как правило, сосредоточен на познавательном процессе – учит детей называть предметы и явления, устанавливать связи, от его внимания ускользает процесс художественного восприятия произведения. Первое, что необходимо сделать, - это правильно организовать мини-выставку: рассредоточить картины в пространстве, как это делается на настоящих выставках в музеях. Это помогает сосредоточиться на картине, спокойно, без отвлечения взора рассматривать и почувствовать её, что имеет особое значение для детей, если у них неустойчивое внимание, недостаточно развитое восприятие и еще не развита художественная оценка.
Во-вторых, нужно, чтобы дети не мешали друг другу, чтобы не смотрели их толпой, чему также помогает свободное расположение картин. Художественный взгляд, переживания, эстетическая оценка – это более тонкие умения, чем познавательные, и сформировать их труднее. Именно поэтому необходимы специальные условия.
И в-третьих, детям надо предоставить свободу при осмотре выставки, свободу выбора для того, чтобы возникали свои чувства, а не навязанные, чтобы появлялась самостоятельность в переживаниях и оценке. Следует ценить и уважать мнения детей и не навязывать им мнение воспитателя. Ребят надо научить ходить по выставке – спокойно, без шума и торопливости. Мини-выставки художественных картин в детском саду – это прелюдия посещения музеев, это начало духовного развития.
8. Использование игр с природоведческим содержанием
Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время старшим дошкольникам можно предложить настольно-печатные, словесно-дидактические игры. В сборниках А. К. Бондаренко описано много игр с природоведческим содержанием. Дети обучены самостоятельно в них играть, тренируются в применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности (настольные дидактические игры «Лесная школа», «Съедобные и несъедобные ягоды» и др.).
Очень важно как можно больше использовать элементы сюжетно-ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. Можно включать в занятия, наблюдения, труд в природе игровые обучающие ситуации, в которых используются игрушки, изображающие природные объекты (животных, растения). Игрушка – красивый предмет, с которым можно действовать, она выступает контрастом по отношению к живому существу, на которое можно лишь смотреть и за которым нужно ухаживать. Сопоставление живого объекта и игрушки, его изображающей, позволяет очень рано формировать понимание главного различия живого и неживого.
Важное значение для проведения разных игровых обучающих ситуаций имеют куклы, изображающие персонажей известных сказок, героев детских рассказов. У нас в группе есть Буратино, Доктор Айболит, Красная Шапочка с бабушкой, Чипполино и др. есть в нашем детском саду и куклы би-ба-бо, которые интересно использовать и в экологических целях.
Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и показательна. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, им нужны наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети смогут поиграть после занятий и экскурсий.
В целом, нужно сказать, что чем чаще и интереснее воспитатель включает игру в занятия и другие формы обучения и воспитания дошкольников, тем чаще и разнообразнее будет самостоятельная игра детей.
Помимо перечисленных, мы используем в своей работе и такие формы работы, как опытническая работа с объектами природы, ведение календаря погоды, экскурсии, прогулки, праздники и развлечения на экологические темы (Экологический КВН, занятия по изодеятельности на природоведческие темы (рисование с натуры «Ваза с ветками», «Ветка рябины»; «Золотая осень», «Иней покрыл деревья», «Зимушка-зима» и др., коллективные наблюдения, экологические беседы природоохранительной тематики («Отчего плачут деревья», «О чем мечтала поляна» и др., чтение и обсуждение книг о природе и ее охране.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое важное в экологическом образовании то, что в понятие «образование» входит обучение, воспитание и развитие : необходимо сформировать мотив – чтобы дети знали не только что делать, а и то, что так делать нельзя и почему нельзя.
Итак, какие же задачи стоят перед воспитателями и их родителями?
1. У дошкольников нужно сформировать нормы правильного поведения в природе (мало сказать, что так нельзя делать, надо научить, как необходимо делать).
2. Развивать у детей потребность в общении с природой (показать красоту природы).
3. Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе.
Таким образом, в заключении можно сказать, что экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.