Получи документы

Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»

Нина Шляпкина
Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса происходит через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Поэтому, одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения согласно ФГОС, является воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. В связи с этим технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной.

Публикация «Опыт работы „Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах

Поэтому «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» это тема, над которой я работаю.

Перед собой я поставила цель: Формирование творческих способностей дошкольников, развитие их самостоятельности.

В ходе работы я решала следующие задачи:

-Сформировать у дошкольников такие мыслительные умения и способности, которые позволят им легко осваивать новое и успешно обучаться в детском саду

-Активизировать познавательную деятельность дошкольников в процессе решения проблемной ситуации.

-Развивать способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить

В начале бы хотелось сказать, в чем суть проблемного обучения?

Проблемное обучении -это такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Главная задача первых моих шагов по использованию проблемных ситуаций в образовательном процессе – это научить детей находить свое решение, проявить творческую фантазию, придумать что – то новое. Я использовала в работе с детьми методы разрешения проблемы, которые диктует ТРИЗ. Особенно нравилась детям игра «хорошо -плохо» и «моделирование маленькими человечками»

В каждом конкретном случае решала, в какой форме проводить работу с детьми : группой, подгруппой или индивидуально. Предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому

Занятия провожу в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. В конце занятия обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным) Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки.

Как считает отечественный психолог, А. М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Если ребенок задает вопрос, я не даю тут же готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Например, очень интересно проходило решение такой проблемы. Почему белка линяет дважды в году — весной и осенью, а шерсть хвоста меняет лишь один раз -осенью.

Большое внимание я уделяю тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.

При создании и решении проблемных ситуаций применяю следующие методические приемы:

1. подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

2. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

3. побуждаю детей делать сравнения, обобщения, сопоставлять факты;

4. ставлю конкретные вопросы

5. ставлю проблемные задачи;

6. ставлю ребенка в позицию активного деятеля

7. использую шутку, иногда специально ошибаюсь: это активизирует мысль, озадачивает детей.

Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Можно выделить следующие этапы процесса решения проблемы :

Первый этап –это использование всех известных и поиск новых способов решения проблемы.

Второй этап – это процесс решения проблемы. Ребенок ищет ответ в различных источниках знаний.

Третий этап – доказательство и проверка гипотезы. Он связан с практической деятельностью

Например, как принести воду в решете? Для этого организую ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости.

Я использую следующие способы создания проблемных ситуаций :

1. преднамеренно сталкиваю жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;

2. побуждаю детей к решению новых задач старыми способами;

3. проблемную ситуацию можно создать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений.

Проблемная ситуация должна быть значима для ребёнка. Только в этом случае она является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного. Например, ребё нок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы.

Проблемы, выдвинутые детьми, я фиксирую, накапливаю, чтобы использовать их в работе с другими ребятами. Конечно, проблемы дети ставят далеко не на каждом занятии, и большинство из них из области растительного и животного мира - мира, наиболее им близкого и интересного

Мной была создана картотека проблемных ситуаций, которую я использую в соответствии с программой и временем года. Например, как играть в песок, если нет совка, как полить цветы без лейки, как слепить снеговика, если снега мало? Из знакомых сказок брала ситуации – как Маше не заблудится в лесу, как зайке не промокнуть под дождем?

Чтобы решить проблемную ситуацию очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы, Это чтение художественной литературы, наблюдение, экспериментирование. Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности использую сюрпризные моменты.

При создании проблемной ситуации прослеживается следующий алгоритм:

1. находим противоречие

2. осознаём проблему, хотим её разрешить

3. ищем решение, выдвигаем

4. находим решение, что вызывает радость и восторг;

5. проверяем правильность решения

Алгоритм используется один, а проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрыватель. «Я все смогу, у меня все получится» - это девиз моих воспитанников.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мной были использованы разные формы работы с родителями, которые вы видите на экране.

Я прилагала все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители у детей закрепляли дома.

Для оценки творческого мышления мной была выбрана диагностика американского психолога Торенса, модифицированная кандидатом психологических наук Еленой Туник.

Практическая работа по применению проблемных ситуаций позволяет сделать следующие выводы:

Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:

- формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;

- быть активными, наблюдательными и общительными;

- развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.

Таким образом, проблемная ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения. Применение в образовательном процессе метода решения проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования- формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление.

Дошкольники - прирожденные исследователи. Так давайте не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Публикации по теме:

Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников «Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников» Проблемные ситуации «В кинотеатре» Вы.

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы) «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности» /В. А. Сухомлинский/ Актуальность выбранной темы. В соответствии с ФГОС.

Картотека проблемных ситуаций для воспитанников старшей группы по стимулированию речевой активности Введение «Феномен проблемной ситуации в том, что она является источником мыслительной деятельности» Рубинштейн С. Л. Ребёнок по своей природе.

Лэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольниковЛэпбук в развитии познавательной активности старших дошкольников В дошкольном возрасте ярко проявляется познавательная активность, а проявляется она в бесконечных детских "Почему?". Активный - это значит.

Опыт работы «Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников» Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников. В одном мгновении видеть вечность,.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-экспериментальной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» Г. ТЫНДА АМУРСКОЙ ОБЛОСТИ Опыт работы Развитие.

Презентация опыта работы для педагогов «Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Значение ИКТПрезидент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. На основании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»
Опубликовано: 1 мая 2019 в 20:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД