Папки-передвижки

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы) (1 фото)

Ольга Бутузова
Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)

«Игра – это искра, разжигающая огонёк

пытливости и любознательности»

/В. А. Сухомлинский/

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)

Актуальность выбранной темы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Публикация «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

- формирование познавательных действий,

- становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве,

- представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (статья 2.6.).

В раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности (статья 2.7. Стандарта).

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализацию которой мы осуществляем в нашем ДОУ, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Работая с детьми раннего возраста, я использую дидактические игры в разных видах деятельности. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Играя в дидактические игры, дети овладевают новыми знаниями, умениями, легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры для детей позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста, дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей раннего возраста, помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Углублённо работая над темой «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста», я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель : Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- Ознакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности младших дошкольников, через интернет ресурсы.

- Продолжить пополнение картотеки дидактических игр;

- Развивать у детей мышление и самостоятельность, через игру.

- Научить детей применять полученные в играх знания на практике.

- Обобщить опыт по данному направлению работы.

В течение года я изучила специальную методическую литературу:

- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

- А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

- П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

- Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

- Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

- Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Работая с детьми, я учитываю основные принципы дошкольного образования:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество Организации с семьей.

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

- Учет этнокультурной ситуации развития детей.

В своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими нормативными правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемииологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

5. Уставом ДОО.

Свою работу я проводила по трем направлениям:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для успешной организации познавательного развития в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, при её проектировании я учитывала:

- индивидуальные социально - психологические особенности детей.

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

- особенности детей раннего возраста.

2. Работа с родителями.

Любая деятельность в детском саду не проходит без участия родителей.

Совместно с родителями мы изготовили новые игровые пособия для развития мышления, внимания, восприятия, памяти, речи, творческого воображения, внимания, логического мышления.

Проведена консультация «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей».

Подготовлена папка - передвижка на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Проведена выставка «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».

Завершением послужило родительское собрание в нетрадиционной форме «Давайте поиграем!».

3. Работа с детьми.

Я считаю, что необходимыми условиями для успешной реализации поставленных задач являются:

-использование принципа интеграции образовательных областей;

- личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей :

- Развитие мышления;

- Развитие внимания;

- Развитие восприятия и памяти;

- Развитие речи;

- Развитие творческого воображения.

Использование дидактических игр позволило :

- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- Формировать связную речь;

- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Результатами моей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

/А. С. Макаренко/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития речи у детей Основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру. Игра на занятиях и в режимных моментах.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького.

Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста В период раннего возраста у детей ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем.

Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста «Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста» Дидактическая игра является основной формой обучения, наиболее характерной.

Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Использование пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Мелкая моторика - это способность выполнения.

Из опыта работы «Доклад «Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Ласточка» Из опыта работы по теме: «Значение дидактических.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Презентация опыта работы для педагогов «Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Значение ИКТПрезидент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. На основании.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста Семинар У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой.

Этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр Можно выделить основные этапы работы по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр, которые использовались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 13:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД